[win][koi][mac]Байкальская земля




V- ГОБИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2001 г.) Маршрут, координаты и хронология

 
 /СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, 20.09.2001, исправление и дополнения на Форуме внизу)
 
 В сентябре состоялась очередная Гобийская экспедиция на внедорожниках. Уже пятый год подряд ежегодно из Иркутска, каждый раз по новому маршруту, уходят экспедиции в поисках приключений в пустынные районы Монголии. Особенностью экспедиции 2001 г. было отсутствие в её составе слаженной гобийской команды ветеранов. Джиперы, представляющие иркутский "Toyota-центр" неожиданно отказалась от участия за пять дней до старта. Все новые участники экспедиции были найдены через Интернет, раньше не были в Монголии и вместе никогда до этого не путешествовали. Несмотря на изменения в составе команды, было принято решение стартовать в ранее намеченные сроки на трех машинах "Паджеро" (Нижневартовск), "УАЗ-3160" (Иркутск) и "УАЗ-22069-фургон" (Ангарск), причем на двух машинах было только по одному водителю. Все эти изменения наложили отпечаток, как на маршрут, так и на дух экспедиции. Но, обо всем по порядку:
 
 СТАРТ ПОД ШАМАНСКИЙ БУБЕН
 Официальная церемония старта прошла у мыса Бурхан (остров Ольхон) - одной из девяти святынь Азии. Ольхонский шаман Валентин Хагдаев провел обряд освящения экспедиции. Под удары шаманского бубна, каждый из участников Гобийской экспедиции прошел через сквозную пещеру скалы Шаманка (Бурхан мыс) и получил памятный значок экспедиции. После тренировочного рейда на мыс Хобой - северную оконечность острова, окончательной раскладки снаряжения по машинам и настройки автомобильных радиостанций, взяв символичный старт с шаманской земли Ольхона, машины экспедиции ушли в новый маршрут по Монголии.
 Приятной неожиданностью для нас стало отсутствие автомобильной очереди на переходе через границу. В августе с российской стороны в Кяхте открылся новый международный пункт пропуска с современными кирпичными зданиями и автоматическими шлагбаумами, которым теперь могут воспользоваться граждане третьих стран. Однако с монгольской стороны все осталось по-прежнему, а сложности оформления документов на въезд автомашин увеличились до такой степени, что жители Кяхты уже избегают поездок на своих автомобилях в Монголию. Более трех часов мы ходили на монгольской стороне с все возрастающим количеством документов от одного чиновника к другому, у каждого из которых был свой вагончик и своя денежная такса за оформления бумаг.
 Для проезда в Монголию российским гражданам необходима монгольская виза в заграничном паспорте, которую можно получить, при наличии приглашения с монгольской стороны, в Генеральном консульстве Монголии в Иркутске. Дополнительно к стоимости визы $25 c нас взимают: с российской стороны - 98 руб. за выезд из России, 140 руб. за оформление документов и 17 руб. при въезде. С монгольской стороны: $6 за въезд на автомашине, $10 за страховку автомашины, 10 руб. за ксерокопию техпаспорта, $5 за оформление грузовой декларации, $10 налог за дороги, $1334 залог за автомашину "Паджеро", $760 залог за "УАЗ-3160", $184 за "УАЗ-22069". Забегая вперед: при возврате в Россию никаких денег, как это было обещано при внесении залога за автомашины, в представительстве банка на границе не оказалось. Более того, монгольские таможенники, внезапно забыв русский язык, ещё дважды обманывали нас, направляя в выходной день в нерабочий банк г. Сухэ-Батор (40 км от границы) для получения залога. Потребовалось два с половиной дня и ещё по $10 с каждой машины за оформление возвратной грузовой декларации, чтобы вернуть злосчастный залог. Как "вежливо" объяснили монгольские таможенники, все это делается для защиты монгольского рынка от теневых продаж машин российскими гражданами. Но вся эта таможенная операция откровенно вымогательская, и не удивительно, почему кяхтинские соседи перестали ездить в гости в Монголию.
 Каких-либо ограничений при передвижении на собственном автомобиле по Монголии нет (кроме 30-ти километровой пограничной полосы с Китаем). Поэтому все последующие дни, никаких проблем, кроме заправки, у нас больше не возникало.
 
 ИСПЫТАНИЕ БЕЗДОРОЖЬЕМ
 Монгольские дороги часто называют направлениями. Стоит свернуть с асфальта, как клубы пыли становятся постоянным попутчиком, а на многочисленных развилках не помогает, даже прибор спутниковой навигации GPS. Постоянно возникают ситуации, когда дорога внезапно теряется и приходится двигаться по интуиции с помощью компаса и GPS, забираясь в немыслимые лабиринты сайров или, порой, в непроходимые пески с саксауловыми рощами. Это нормальное явление - искать дорогу или вернее направление в Гоби. Но именно эта романтика поиска, непрерывное движение по не затоптанной целине и делает путешествие по Монголии наиболее запоминающимся. Самые яркие впечатления остаются от маршрутов по полному бездорожью. Очень часто наиболее значимые находки происходили, как раз во время таких блужданий.
 Не выдерживает техника, изнуряющее давит жара, но самое страшное происходит, когда страх перед пустыней воспаляет разум и под жалобное поскрипывание машин, начинается поспешное бегство назад, к цивилизации. Очень важна психологическая подготовленность команды, и как оказалось опыт прежних путешествий по Гоби. Некоторые места, оказавшиеся непреодолимыми для состава нынешней команды, успешно и с юмором преодолевались в прошлые годы ветеранами гобийских экспедиций.
 8 сентября стало самым интересным и сложным днем путешествия. Едва накатанная дорога на второй день пути южнее Нэмэгэтинской впадины вдруг уперлась в заброшенный колодец и прервалась. Всё, дальше дорог нет. Места дикие и на удивление пустынные. Даже дикие животные в этом году покинули эти высушенные места. Весь день пробиваемся без дорог к Хэрмэн-Цаву с юга - цели нашего конечного путешествия. Это удивительно красивое место с внушительными красными обрывами по периметру и зеленым оазисом в центре редко посещается даже монголами. Один из встреченных нами монголов, узнав о цели нашего путешествия, рассказывает о страхе, который он испытал при посещении этого места. В прошлом году я уже побывал в Хэрмэн-Цаве и в этом году собирался внимательнее осмотреть пещеру отшельников и узкий скальный каньон. Однако саксауловые рощи и крупно-глыбовые каменные выносы препятствуют движению наших оставшихся в строю двух машин. "УАЗ-3160" после полного разрушения правой опоры двигателя брошен на последней турбазе перед барханными песками Хонгорын-Элс.
 В поисках проезда приходится на пониженных передачах пересекать глубокие овраги с рыхлым песком. "Паджеро" на широкой резине уверенно их проходит, но узкие колеса "УАЗ-фургона" режут песок, и он несколько раз глубоко зарывается, так что приходится цеплять трос и дергать другой машиной. Кроме этого на "УАЗе" лопается ремень вентилятора и катастрофически уменьшается запас бензина. Жара и полное бездорожье. По нашим расчетам на этом участке расход бензина на обеих машинах составил 25-30 литров на 100 км пробега. К полудню путь нам преграждает обширная долина живописных цветных песчаных холмов, напоминающих конусы вулканов, с отвесными песчаными обрывами по периметру. В центре этого "марсианского" пейзажа зеленый остров. С первой попытки обойти это препятствие по горам не получается. "Паджеро", отправленная в горы на разведку по козьим тропам, возвращается назад. Слишком круто. Во время разведки натыкаемся на глубокое узкое ущелье в скальной породе, которое невозможно объехать поверху. Все-таки со второй попытки удается найти более безопасный проход наверх, на плато значительно южнее этого места. До Хэрмэн-Цава остается около 10 км и мы рассчитываем ночевать уже там. Но, непреодолимым препятствием к вечеру становится 40 км сайр с рыхлым грунтом на дне и с крутыми отвесными бортами долины, который до самой темноты мы пытаемся обойти спускаясь к центру долины. На "Паджеро" саксаулом сбоку прорезает колесо. Наконец, удается пересечь этот сайр, но грунт здесь такой мягкий, что даже под человеком он продавливается на 5-7 см. Не помогает и широкая резина "Паджеро", машина непрерывно проваливается, буксуя в песках. Измученные бездорожьем, падаем спать прямо на теплый песок. Над головой удивительно ярко и отчетливо виден Млечный путь.
 С рассветом, так и не дойдя 10 км до Хэрмэн-Цава, и оценив запасы бензина, принимаем решение в этом году отступить. Экспедиция поворачивает назад.
 Суммарный пробег экспедиции на "УАЗ-фургоне" и "Паджеро" составил 5900 км, на УАЗ-3160 - 5100 км. Приблизительно на каждую машину израсходовано по 700-750 литров горючего. Расход топлива на "УАЗ-фургоне" (Аи-76) составил в среднем 20-25 л на 100 км, "УАЗ-3160" (Аи-93) в среднем 14,7 л на 100 км. Расход топлива увеличивался в жару и за сет смешивания Аи-76 с Аи-93 на бездорожье до 25-30 л на 100 км. Стоимость бензина Аи-93 в Монголии выше, чем в России в 1,5 раза и составляет в пересчете на рубли в Улан-Баторе - 11 руб. за 1 л, в Арвайхээре - 13, 1 руб. На юге Монголии Аи-93 нет, поэтому приходилось смешивать бензин с Аи-76.
 Не обошлось и без дефектов на машинах. Кроме традиционных проколов и порезов колес, перегрева двигателя из-за смешивания топлива, перекоса дверей, потери навесных фар произошли и более серьезные поломки. Ещё по дороге в Улан-Батор, сразу после Дархана прекращает самостоятельное движение фургон "УАЗ-22069" - разрушается металлический шкиф помпы. Приходится буксировать его с помощью "Паджеро" до т/б "Дугана Хад" и искать новую запасную часть в Улан-Баторе.
 В горах Арц-Богд "УАЗ-3160" при движении задним ходом в сайре проваливается передним правым колесом в глубокую рытвину. Как позже выясняется, это приводит к полному разрушению правого крепления двигателя. Самое неприятное, что материал этого узла можно сварить только аргонно-дуговой сваркой, таких сварочных аппаратов попросту нет на юге Монголии. И здесь проявляется находчивость и смекалка монгольских умельцев. Они сваривают металлический чехол на узел, а оторванный болт не высверливают, как на наших станциях техобслуживания, а выворачивают, несколько раз приваривая точечной сваркой к разорванному болту металлическую пластину, и по миллиметру с её помощью полностью выкручивают сломанный болт.
 На "Паджеро" разрушилось крепление стабилизатора поперечной устойчивости и не выдержали газовые амортизаторы.
 
 ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТКРЫТИЯ
 Монголия - это не только войлочные юрты. Земля Монголии таит в себе огромное количество археологических находок. Земля древних легенд и сказаний, родина великого Чингисхана, сохраняет множество исторических свидетельств своего прошлого. В этом году в Монголии произведены сенсационные находки: американская экспедиция обнаружила богатое захоронение монгольских нойонов и объявила, что нашла могилу Чингисхана. Турецкие археологи нашли во время раскопок около 1500 предметов, среди которых золотая корона с двуглавым орлом и женское украшение, богато украшенное драгоценными камнями. Немецкая экспедиция в Каракоруме - бывшей столице чингисидов раскопала основание храма и каменную мостовую.
 Мы не ставили перед собой задачу археологических изысканий. Но, независимо от целей невозможно проехать мимо загадочных развалин, древних рисунков на скалах, таинственных пещер. Всего этого в этот раз оказалась в избытке. В трёх местностях нам удалось осмотреть обширные галереи древних наскальных рисунков.
 По дороге Арвайхээр - Булган нанимаем проводника для посещения двух групп наскальных рисунков в местности Палу. Даже зная координаты, довольно сложно приблизиться к искомому объекту - дороги к ним нет. Координат и описания этих рисунков мы раньше не знали. Сработало экспедиционное правило: по-монгольски спрашивать всех встречных о пещерах, развалинах, древних рисунках. Во время одного из таких опросов, монгол сказал, что он может показать нам рисунки на камнях, до которых около 15 км. Как позже оказалось, описания этих рисунков нет в материалах исследования российско-монгольско-американской экспедиции 2000 г. Это не значит, что осмотренные нами рисунки не известны ученым, но какой-либо научной информации о них найти не удалось. Со слов проводника возраст рисунков около 13 тыс. лет. Грандиозная галерея древних изображений на камнях находится на высоте 1697 м и занимает все скалы южного борта долины. В большом количестве встречаются изображения различных животных, есть изображения мужчин и женщин. Количество рисунков даже трудно сосчитать - сотни изображений на почерневших от времени гладких камнях. Особенно поражает необычная развернутая проекция колесницы: колеса и лошади вывернуты в разные стороны и находятся в одной плоскости, если смотреть на это сверху. Внизу перед рисунками мы обнаружили остатки керексуров. Любопытно, что на одном из них биолокационные рамки упорно фиксировали мощную аномалию, стремительно расходясь на одном и том же месте в разные стороны. Недалеко от этого места расположены также хунские могилы и самый большой керексур Уверхангая. Ещё одну группу рисунков, заметно менее разнообразную, но более известную мы нашли по координатам южнее Сэврея.
 Другой достойный объект, происхождение которого и какая-либо информация о нем нам неизвестна был найден вблизи живописных песчаных пирамид. В предыдущие поездки мы наблюдали эти пирамиды только издалека. В этот раз решили осмотреть их вблизи. Пробиваясь к ним без дороги по высохшим выносам песка, мы наткнулись на загадочную протяженную каменную стену, наполовину занесенную песком. Извилистый след этой стены отчетливо виден на фотографии. Аккуратно сложенные друг на друга камни свидетельствуют об её искусственном происхождении. С другой стороны - в этой причудливо изогнутой стене нет никакого смысла. Внизу у размыва стены я нахожу половинку обработанного камня округлой формы с отверстием посередине. Такие камни в древности использовали под жернова. Так и не найдя ответа на вопрос: "Кем и когда?", мы на фоне пирамид устанавливаем стол с цветным зонтиком для пиво-брейка. Прямо на поверхности, под ногами в большом количестве разбросаны окатанные минералы - агаты, сердолики, халцедоны. Мы собираем цветные камни, как грибы, - в ведра.
 Пройти до ночи до турбазы "Жуалчин-Гоби-2" не удается из-за слабо накатанной песчаной дороги, которую несколько раз теряем. Рельеф сменяется на вулканические базальты и песчаные, серые долины. Справа остается эффектный массив красных песчаных гор, прозванный нами "Красным Островом". Ночуем в красивом скальном ущелье гор Гурван-Сайхан. Утром прямо над местом стоянки обнаруживаю пещеру, в привходовой части которой под камнями находится захоронение с человеческими костями. Становится страшно жутко и мы немедленно покидаем эту пещеру. При переходе через пески Хонгорын-Элс по песчаному сайру первый раз применяем доски, во время буксовки в песке. Вечером нанимаем верблюдов и уходим наблюдать закат в пески. Так день за днем накапливаются дорожные впечатления, из которых зимой слагается новый текст о Монголии.
 
 МИСТИЧЕСКАЯ НОЧНАЯ МУЗЫКА
 На одной из ночевок, а было это в отрогах Арц-Богда, меня разбудила отчетливая чарующая музыка. Мелодия напоминала композицию "Наска" Мэдвина Гудалла, была такой же мистической и мелодичной. На этом сравнения кончались. Музыка, играющая в ночи, была нескончаемой и её источник неопределим - я проверил радио, радиостанцию. Всё было выключено, но музыка продолжала отчетливо звучать. Это было не гудение телеграфных проводов, это была настоящая мелодия. Сразу же вспомнилось описание в дневниках Н.Рериха о чарующих звуках пустыни на заповедной границе с Шамбалой, о демонах пустыни, описанных Марко Поло, своими волшебными звуками сбивающих путников с пути. Источник музыки остался загадкой и утром. Осторожно спросив попутчиков - не слышали ли они ночью музыки, и получив ответ Олега Александровича, что да, он тоже слышал, но подумал, что это ему мерещиться. Обсудив ночную музыку, мы практически поверили, что столкнулись с чудом, если бы через два дня музыка не зазвучала вновь уже на другой стоянке. На этот раз дотошные поиски помогли определить источник музыки. Музыкальная мелодия рождалась от бортовых антенн, стоящих на магнитной подушке на кузове автомашин. Полутораметровый штырь, имеющий к тому же конусное сечение по своей длине, пел как натянутая струна на ветру, рождая при этом чарующие звуки музыки. Как жаль, что эту мелодию нельзя было записать на магнитофон.
 Ветер не только может быть музыкантом. В одну из ночевок, когда по песку были разбросаны спальники, на столике расставлена посуда, а на газовой печке закипал котелок с водой, как часто пишут в приключенческих романах, совершенно внезапно налетела страшная пылевая буря. Порыв ветра был просто шквальным. Все наши вещи и посуду ветер буквально разметал далеко вокруг по песку, опрокинулся котелок, погасла печка. И началось наше ночное сражение с ветром. Песок забивал глаза, так что порой нельзя было их открывать. Ночевать пришлось за искусственным заграждением из ящиков от ветра, при этом приходилось закрываться от поднятого песка тентом палатки с головой. Всю ночь непрерывно хлопал брезент, и через меня перекатывались шары колючек и струился песок. Спрятаться было некуда и пришлось следовать академическим рекомендациям: "Ложитесь на бок спиной к ветру, закрывайте лицо тканью и лежите до конца бури. Не бойтесь быть погребенным под песком. Даже в районах дюн требуются годы, чтобы засыпать мертвого верблюда". Утром после пылевой бури, на мне было совсем мало песка, а вот сайр с дорогой, оказался сильно занесенным песком. Небо белесое от поднятой пыли простояло серым ещё два дня. Пыли поднялось столько, что нельзя было отчетливо разглядеть горы, и днем можно было смотреть, не жмурясь от яркого света, на диск солнца, как на луну.
 
 МОНГОЛЬСКИЕ ТУРБАЗЫ
 Эта экспедиция отличалась от предыдущих ещё и тем, что на этот раз мы активно использовали монгольские турбазы, где это было возможно, не утруждая себя разбивкой полевого лагеря и приготовлением экспедиционной пищи. Количество монгольских турбаз увеличивается с каждым годом. И это не примитивные домики без каких-либо удобств, как на берегах Байкала. А целая индустрия, с продвинутой концепцией и стандартами обслуживания на европейском уровне. К сожалению, на Байкале до сих пор нет турбаз такого уровня. Модель монгольской турбазы едина по всей Монголии. Побывав на одной, Вы можете, гарантировано, получить такой же уровень обслуживания на другой. Цена проживания с питанием везде одинаковая - $25-30 с человека. Первое, что делают монголы - это огораживают территорию турбазы, и не допускают на неё автомашины. Это позволяет сохранить траву и песчаную почву от разрушения колесами автомашин. Для автомашин всегда имеется огороженная автостоянка у главного входа. Обязательно на каждой турбазе, будь то в песках или в лесу, наличие кафельных душевых с горячей водой и чистого туалета, иногда даже с сандаловыми палочками. Все это в течение дня непрерывно моется и прибирается. На каждой турбазе имеется отдельная юрта-ресторан или каменное строение-ресторан с мини-баром и сувенирным киоском. Обязательно чистые скатерти, предупредительный персонал и полный комплект мельхиоровых столовых принадлежностей, как в столичных ресторанах. Меню можно заказать по своему усмотрению, хоть целого барана. Юрты, в которых размещаются туристы, сверкают чистотой. Здесь тебе и тапочки и термос с горячей водой, электрическое освещение и печка с заготовленными дровами. Пишу об этом так подробно, потому что буквально сразу после Монголии попал на наши до боли знакомые "отечественные" турбазы на берегу Малого моря с пьяными сторожами и полной антисанитарией внутри. Хотя эти турбазы считаются у нас одними из лучших:
 Турбаза "Дугана-Хад" ориентирована на японских туристов. Мы здесь первые российские туристы. Турбаза "Жуалчин-Гоби-1" имеет свой аэропорт, каждый вечер устраивает театрализованный вечер-концерт "Цам" с плясками в масках и горловым пением. С прошлогоднего нашего визита на ней не побывало ни одного российского туриста. На шести турбазах, где мы ночевали за год не было ни одного россиянина. Сегодня Монголию успешно осваивает западный турист и его поток ежегодно увеличивается.
 ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
 Придет время и поездки в Монголию станут для российских туристов настолько же распространенными, как на курорты Таиланда. Ещё мало кто из россиян представляет туристический потенциал нашего соседа и уровень существующего там обслуживания туристов. А этот уровень - сегодня европейского стандарта. Можно путешествовать по стране на лошадях, верблюдах, японских джипах и ночевать при этом в комфортных условиях на турбазах.
 Наша экспедиция не прерывается. В следующем году снова машины с искателями приключений отправятся в новое путешествие по Монголии. Возможно это будет совместный проект с монгольским партнером "Ар Монгол Тревел" с использованием парома на Хубсугуле, проект которого уже обсуждался в этом году. Опыт экспедиции этого года будет учтен при формировании команды "Гоби-2002" и участниками станут только те, кто пройдет предварительные тренировочные сборы. Все подробности о планах на лето 2002 г. можно будет узнавать на сайте http: //www.baikal.irkutsk.ru/ в разделе "Монголия" и на форуме сайта.
 
 МАРШРУТ, КООРДИНАТЫ И ХРОНОЛОГИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ "ОТ БАЙКАЛА ДО ГОБИ - 2001"
 
 20.08. Неожиданный отказ от участия в экспедиции команды иркутского "Тоyota-центра". Принято решение стартовать на трех машинах, причем на двух машинах будет только по одному водителю. Все новые участники экспедиции найдены через Интернет и вместе никогда раньше не путешествовали.
 25.08. Старт экспедиции запланирован от мыса Бурхан (остров Ольхон) - одной из девяти святынь Азии (N53°12ў218 E107°20ў364). Две машины уходят из Иркутска к месту старта в 12-00. Ещё две - в 23-00, после приезда в Иркутск машины из Нижневартовска. Ночевка в доме ольхонского шамана Валентина Хагдаева с разговором до 4-00.
 26.08. В 7-00 отъезд на Куркутский залив Малого моря, где запланирована встреча всех машин. На церемонию старта с нами направляется практикующий шаман 5-го посвящения В. Хагдаев с шаманским бубном. Церемония прохода через сквозную пещеру мыса Бурхан (скала Шаманка) (N53°12ў224 E107°20ў325, вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря). Шаманский обряд с брызганьем спиртным. Байкальский омуль горячего копчения. Памятное фотографирование. Посещение юрт-лагеря "Зеленый экспресс" в пос. Харанцы. Чай с блинами в юрте. Переезд на северную оконечность острова, восточный берег с живописной скалой (N53°22ў630 E107°46ў755, высота над уровнем моря 567 м). Ужин с шашлыками. Ночевка в палатках.
 27.08. Красочный восход солнца над озерной гладью, частично скрытой плотным туманом. Посещение мраморных скал мыса Саган-Хушун (N55°23ў558 E107°43ў710). Возвращение в Иркутск вечером. Последняя техническая комплектация машин, настройка раций и регулировка антенн на автомашинах и выход в ночь в сторону Бурятии. Ночевка в машинах на "платном" галечном пляже Байкала, рядом с устьем р. Утулик.
 28.08. Утром купание в Байкале и переезд на т/б "Култушная" (Посольский Сор). Плов и горячий хариус в летнем кафе турбазы на берегу Байкала. Покупка овощей для экспедиции на рынке в пос. Мысовая. Перегон до Кяхты (550 км). Бурятские позы и ночевка перед шлагбаумом границы в машинах.
 29.08. С 10-00 переход границы. Дополнительно к стоимости визы $25 c нас взимают: с российской стороны - 98 руб. за выезд из России, 140 руб. за оформление документов. С монгольской стороны: $6 за въезд на автомашине, $10 за страховку автомашины, 10 руб. за ксерокопию техпаспорта, $5 за оформление грузовой декларации, $1334 залог за автомашину "Паджеро", $760 залог за "УАЗ-3160", $184 за "УАЗ-22069". Забегая вперед: для возврата залога за автомашины на возврате из Монголии потребовалось два с половиной дня и ещё по $15 с каждой машины. В 14-00 мы въезжаем в Монголию. Посещение вещевого рынка в Дархане. Сразу после Дархана прекращает самостоятельное движение фургон "УАЗ-22069". Приходится буксировать его с помощью "Паджеро" до т/б "Дугана Хад". Встреча с монгольскими партнерами "Ар Монгол Тревел". Теплый прием и торжественный ужин. Ночевка в юртах на турбазе.
 30.08. Турбаза "Дугана-Хад" (Камень-храм) ориентирована на японских туристов ($28). Особенностью юрт является неокрашенный каркас с естественной фактурой дерева. Мы здесь первые российские туристы. Поездка в Улан-Батор (100 км). Поиски запчастей на "УАЗ-фургон" и переговоры с "Ар Монгол Тревел" о монгольском проводнике и маршруте. Приглашение на обед в фешенебельный монгольский ресторан, где бывают все знаменитые гости монгольской столицы. Ещё одна ночевка на т/б "Дугана-Хад". Ремонт "УАЗ-фургона".
 31.08. "Дугана-Хад" - Арвайхээр. Рядом остается центральная точка Монголии, отмеченная каменным обелиском (N46°52ў E103°50ў). Географический центр Монголии определен монгольским ученым-географом, автором географической энциклопедии Монголии Ш. Шагдаром. Монгольские гуанзы с позами и монгольским пивом "Хурээ", становятся в последующие дни основной нашей пищей. Ночевка в степи в машинах.
 1.-2.09. Арвайхээр - Булган. По дороге нанимаем проводника для посещения двух групп наскальных рисунков в местности Палу (N45°26ў651 E 102°09ў970, высота над уровнем моря 1697 м, 25 км от Guchin-Us). Около рисунков находятся остатки трёх керексуров, на одном из которых биолокационные рамки фиксируют сильную аномалию. Недалеко находится вторая группа рисунков (N45°25ў855 E102°08ў434, высота над уровнем моря 1672 м). Грандиозная галерея древних изображений на камнях. Особенно поражает необычная развернутая проекция колесницы. Хунские могилы. Самый большой керексур Уверхангая. Поиски дороги в предгорьях Арц-Богда. "УАЗ-3160" при движении задним ходом проваливается передним правым колесом в глубокую рытвину. Как позже выясняется, это приводит к полному разрушению правого крепления двигателя. Ночевка в машинах в глубокой лощине между гор. Сильный ветер и мистическая музыка всю ночь от антенн на машинах. Источник воды в предгорьях Арц-Богд-Уул рядом с дорогой (N44°26ў001 E102°52ў452). Действующий колодец (N44°19ў053 E102°56ў272).
 3.09. Продолжение движения сторону Булгана. Живописные песчаные пирамиды (N44°49ў842 E102°40ў626). Пробиваемся к ним без дороги по высохшим выносам песка. Обнаруживаем загадочную протяженную каменную стену, в отдельный местах её высота составляет 1-1,5 м, тянущуюся с северо-запада на юго-восток (160°), наполовину занесенную песком (N44°50ў287 E102°40ў303). Внизу у размыва я нахожу половинку древнего камня округлой формы с отверстием посередине. На фоне пирамид устанавливаем стол с цветным зонтиком для пиво-брейка. С восточной стороны обрыва плато нахожу небольшую пещеру и фотографирую из неё вид на равнину. Большое разнообразие минералов под ногами. Собираем цветные камни, как грибы, - в ведра. Вечером в Булгане посещаем поле с арбузами, дынями и овощами, расположенное рядом со скважиной, из которой постоянно хлещет мощный поток воды. Проводника в Булгане не оказывается и мы уезжаем на т/б "Жуалчин-Гоби-1" ($30). Постоянным нашим попутчиком становится всюду проникающая пыль. Пыльная баранка, панель, соответственно руки и голова. Праздник Цам на турбазе ($5).
 4.09. Весь день на турбазе. Праздничный обед в отдельной юрте-ресторане в честь 50-летия Анатолия Степановича, участника экспедиции из Ангарска. Праздничный салют. За год после нашего прошлогоднего посещения на этой турбазе не побывало больше ни одного российского туриста, кроме нас.
 5.09. Ремонт узла крепления двигателя "УАЗ-3160". Сварка узла, метал которого не подлежит сварке. После обеда стартуем в сторону песков Хонгорын-Элс (170 км). Пройти до ночи до турбазы "Жуалчин-Гоби-2" не удается из-за слабо накатанной песчаной дороги, которую несколько раз теряем. Ночуем в красивом скальном ущелье гор Гурван-Сайхан.
 6.09. Утром прямо над местом стоянки обнаруживаю пещеру, в привходовой части которой под камнями находится захоронение с человеческими костями (N43°51ў828 E102°35ў159, высота над уровнем моря 1841 м). После перевала 2010 м. и развилки дорог (N43°49ў821 E102°28ў116), отмеченной указателем Уужин (25 км), Хонгорын Гол (21 км), к обеду достигаем знаменитых барханных песков Хонгорын-Элс. В русле реки катаемся на машинах по песчаному дну сайра. Источник прекрасной пресной воды (N43°45ў945 E102°15ў561, высота над уровнем моря 1375 м, расположен ниже турбазы "Жууалчин Гоби-2" в 4,5 км). Вечером нанимаем верблюдов и уходим наблюдать закат в пески ($5 за час). Ночевка на т/б "Жуалчин-Гоби-2" ($35), (N43°47ў850 E102°16ў285, высота над уровнем моря 1420 м). Пребывание на территории Гобийского заповедника платное ($3 с машины, $1 с человека).
 7.09. "УАЗ-3160" остается на турбазе. Последующий маршрут осуществляется на двух машинах. Перекомпоновка снаряжения на две машины. Переход через пески Хонгорын-Элс по песчаному сайру (N43°44ў0 E102°22ў3). Первый раз применяем доски, во время буксовки в песке. Южнее Сайшанда по координатам с помощью GPS находим наскальные рисунки. Без дороги скатываемся по сайру в центр Нэмэгэтинской впадины, где находим достаточно накатанную дорогу и к вечеру достигаем Гурвантес. Правильно встав на дорогу при выезде, в темноте мы сбиваемся на юг, и значительно уклоняемся от намеченного маршрута. Ночевка на земле и в машинах. Необычно ярко виден Млечный Путь.
 8.09. Самый интересный и сложный день. Пробиваемся без дорог к Хэрмэн-Цаву с юга. Саксауловые рощи и крупно-глыбовые каменные выносы препятствуют движению. Красивое обнажение с цветными песчаными холмами и зеленым оазисом в центре (N43°20ў103 E99°46ў250). Непреодолимым препятствием становится 40 км сайр с рыхлым грунтом на дне сайра и с крутыми отвесными бортами долины. На "УАЗ-фургон" лопается ремень и он несколько раз садится в песках. На "Паджеро" саксаулом сбоку прорезает колесо. Жара и бездорожье угнетающе воздействует на команду. Расход бензина превышает 25-30 литров на 100 км пробега. Не дойдя 10 км до Хэрмэн-Цава экспедиция поворачивает назад. Ночевка на земле и в машинах.
 9.09. Возвращение в Гурвантес и отказ от попыток приблизиться к Хэрмэн-Цаву. Вместо Сайшанда, куда надо было попасть, дорога, на которой мы оказываемся, пересекает горы Нэмэгэту в северном направлении и мы значительно удаляемся на север, прежде чем находим сворот в нужном для нас восточном направлении. Красивая дорога среди саксаулов. Красный остров песчаных гор. Пески Хонгорын-Элс остаются восточней. Ночевка среди песков. Страшная пылевая буря. Наши вещи ветер разбрасывает далеко вокруг по песку. Ночевка на песку за искусственным заграждением из ящиков. Приходится закрываться от песка тентом палатки с головой.
 10.09. Снова Сэврей. Полная заправка машин и через уже знакомый сайр возвращение на т/б "Жуалчин Гоби-2". После пылевой бури сайр заметно занесен песком и небо белесое от поднятой пыли остается серым ещё два дня. Встреча с монгольским геологами, которые нашли здесь проявление платины. Ночевка на турбазе.
 11.09. Длинный и утомительный перегон от турбазы к озеру Орог-Нур, дорога в восточной части которого оказывается на удивление сильно засыпанной песком. В 35 км от турбазы начинаются красивые саксауловые заросли, перед ними Красный остров и дюны белого песка. Вулканические базальты и песчаные, серые долины. Ночные поиски дороги по GPS. Ночевка в степи перед Арвайхээром.
 12.09. Прокол колеса на УАЗ-3160. Посещение рынка в Арвайхээре. Арвайхээр - т/б Эйр -перегон по асфальту. Посещение буддийского храма среди живописных гладких скал. Горы Хогно Хаан. Знакомство с монгольским преподавателем. Ночевка на турбазе Эйр (270 км от Улан-Батора, перед поворотом на Хархорин), рядом с озером, на котором много птиц.
 13.09. Экскурсия в Хархорин (монастыть Эрдэнэ-Дзу) бывшую столицу Чингисхана. Музей истории и покупка сувениров. Действующий храм. Раскопки немецких археологов. В 18-00 прибытие в Улан-Батор на т/б "Ставка Чингисхана" ("Цагаан Шонхор", $25). Ужин в ресторане-юрте, которая сплошь увешана шкурами снежных барсов.
 14.09. Улан-Батор. Магазины и сувениры. Ремонт колеса "Паджеро". Переезд на ночлег на т/б "Дугана Хад". Идет дождь, дорога на турбазу заметно раскисла, и юрты впервые топят.
 15.-17. 09. 162 км от Улан-Батора или 183 км от Кяхты: приятный отель с кафе у дороги. 10-30 на границе. В 68 км от Кяхты река с песчаным пляжем. Оказывается, что возврат денежного залога за машины возможен только в Сухэ-Баторе в понедельник. Две машины уходят в Россию. УАЗ-3160 остается ещё на два дня в Монголии и в одиночку путешествует по горам вдоль границы.
 18.09. Ночной перегон из Кяхты в Иркутск. Последняя машина экспедиции возвращается в Иркутск.
 19.-20. 09. Заключительный ужин в ресторане гостиничного комплекса "Байкал" и обед в ресторане "Ностальжи". Просмотр отпечатанных фотографий. "Паджеро" уходит в Нижневартовск.
 
 /СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, 20.09.2001, исправление и дополнения на Форуме внизу)
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"