[win][koi][mac]Байкальская земля




В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ В ГОБИ (2000 г.)

Спуск. Гора Алтай-Уул.
 В сентябре я в очередной раз вернулся из пустыни Гоби и уже знаю, что на следующий год, снова, вместо ухоженных песчаных пляжей Таиланда, выберу автомобильные приключения на бездорожье великой монгольской Гоби.
 Но обо всем по порядку. Начиная с 1988 года, я неоднократно путешествовал по Монголии на автомобилях, все больше увлекаясь идеей совершить экспедицию по редко посещаемым и изолированным районам пустыни Гоби к мифическим местам предполагаемого местонахождения Белого Острова. О его поиске и легендах отдельный рассказ. Но из этой идеи родилась Гобийская экспедиция, которая уже четыре года подряд летом стартует из Иркутска. За эти годы в автомобильных экспедициях "От Байкала до Гоби" приняли участие различные отечественные и иностранные внедорожники, среди которых, специально подготовленные машины марки "Toyota", новые российские джипы "УАЗ-3160", проверенные временем "Нива" и "Паджеро". Маршруты экспедиций не повторяются, каждый раз это становится первопрохождением по неизвестным для нас новым местам, испытанием для машин и людей, и с каждым разом наша команда все смелее уходит без дорог по пескам дальше на юг, открывая для себя всё более величественные и веками изолированные от внешнего мира места. Нельзя назвать это комфортным отдыхом, мы мало спим, мерзнем от пронизывающего ночного холода и невыносимой дневной жары, застреваем в грязи и буксуем в песках, иногда от перенапряжения из носа идет кровь, и от усталости засыпаешь, не дождавшись ужина. Но даже во сне снова и снова снятся зубчатые скалы и манящие зеленые оазисы среди непроходимых песков, в которых ещё мы не были...
 В сентябре 2000 года завершилась IV-Гобийская экспедиция, ставшая на этот раз международной. В ней наряду с постоянным составом российской команды приняли участие также путешественники из Австрии, Швейцарии и Франции. По количеству приключений и сложности маршрута эта экспедиция превзошла все предыдущие. В общей сложности было пройдено свыше 5000 километров по монгольской Гоби, большая часть пути проходила по проселочным дорогам и часто вообще без дорог по сайрам, по каменистой и песчаной равнинам.
 Знаменитая Нэмэгэтинская впадина, мечта палеонтологов всего мира, в которой сконцентрировано много окаменелостей динозавров, в течение трех дней пересекалась нами в самых разных немыслимых направлениях. Иногда мы попадали в такой запутанный лабиринт сайров, так по-монгольски называются русла высохших рек, что приходилось останавливаться на ночлег среди отвесных песчаных обрывов, чтобы на следующий день продолжить поиск проходимого пути для машин. Самые знаменитые и высокие барханные пески Хонгорын-Элс при температуре воздуха свыше 40°С на пониженных скоростях мы пересекли трижды. И уже после них смело ездили без дорог по песку, иногда увязая в дюнах среди кустов саксаула. Несколько дней мы пробивались к затерянному в центре Гоби безлюдному плато Хэрмэн-Цав, внутри которого среди лабиринта каньонов, причудливых скал и песчаных барханов, совершенно не видимый из долины, спрятан зеленый оазис. Это исключительно красивое место с внушительными красными песчаными обрывами по периметру и зеленым оазисом в центре, из-за своей труднодоступности до сих пор редко посещается даже монголами.
 Яркими дорожными впечатлениями стали многодневные блуждания без дорог и обилие встреченных диких животных, табуны куланов и джейранов, ночевки в развалинах древних городов с ночными поисками сокровищ, как в фильмах об Индиане Джонс, и необъяснимые светящиеся шары глубокой ночью в совершенно безлюдной местности. Но самое захватывающие было в самом движении - в возможности ехать целый день, практически в любом направлении.
 Особенности монгольских дорог
 Дорога от российско-монгольской границы до Улан-Батора (360 км) полностью заасфальтирована в 1999 г. Хороший асфальт без неожиданных ям и гофра позволяет доехать до Улан-Батора за 4-5 часов.
 Сразу после российско-монгольской границы бросается в глаза отличие от российских дорог. Обочина дороги не вырублена и деревья растут близко к кромке асфальта, местами образуя из ветвей зеленый тоннель, затрудняющий видимость перспективы. Уже вскоре лес кончается и до самого Улан-Батора справа и слева от дороги простирается дикая травянистая степь, в отличие от России без сельскохозяйственных полей и пашен.
 Самое сложное в автомобильных путешествиях в Монголии правильно встать на нужную дорогу при выезде из населенного пункта. Из каждого городка веером расходится большое количество дорог, часто практически в одном направлении, которые потом постепенно расходятся и теряются в степи. Указателей дорог зачастую нет даже на асфальтированных трассах. На этом мы и попались на выезде из Улан-Батора, уже через два часа мы поняли что направление взяли неправильно, включили GPS и, внеся координаты сомона Манлай, свернули на проселок и больше уже асфальта не смогли найти. Впрочем, это самое интересное - путешествовать по Монголии по едва различимым проселкам, плутать по степи без дороги, спрямлять путь по сайрам и неожиданно попадать в живописные места или находить таинственные следы древней кочевой культуры в виде наскальных рисунков, мегалитов и развалин древних городов.
 Наученные опытом прошлогодних экспедиций, мы не боялись потерять дорогу. Придерживаясь основного направления по компасу и GPS (система определения координат по спутнику) мы часто двигались по бездорожью и рано или поздно находили дорогу в нужном нам направлении. В тех местах, где мы уже побывали раньше было легко ориентироваться и на глаз - по знакомым контурам гор, параллельно идущим хребтам на 100-150 км и долинами между ними шириной по 50-60 км.
 С каждым годом в Монголии становится все больше дорог. Следы автомобильных колес можно встретить в самых невероятных местах, прошлогодний след в засушливых условиях пустыни может сохраниться как вчерашний. В большинстве мест голая каменистая степь позволяет с достаточно большой скоростью двигаться в любом направлении. Там, где это затруднено, можно также уверенно двигаться по руслам высохших рек с ровной галечной поверхностью, лишь бы направление сайра совпадало с необходимым курсом. Ехать без дорог, несмотря на кажущуюся ровную поверхность степи, всегда оказывалось труднее и дольше. Очень часто мы попадали в высокие непродимые кочки или дорогу прегрождали крутые овраги сайров. В Нэмэгэтинской впадине несколько дней ушло на изматывающую дорогу по сайрам, особенно сложную из-за крупных камней в русле на склонах горы Сэврэй-Уул, где по рассказам местных жителей можно было найти кости динозавров.
 Грязь в степи тоже особенная. После дождей дороги моментально разбухают и проехать по ним становится невозможно до тех пор пока они не просохнут. Своеобразной особенностью являются коварные грязевые ловушки, покрытые тонкой коркой засохшей земли. Если колесо провалилось в таком месте, лучше не пытаться буксовать, иначе машина гарантировано садится на оба моста. Методика вытаскивания одна - машина вагами приподымается над грязью и под колеса подкладываются камни или доски.
 Около двух дней мы искали мертвый город Улгий-Хит, о котором знали, что он находится где-то в 90 км от сомона Манлай. И хотя дорога к нему большей частью была одна, она была настолько не накатанной и шла по таким диким местам, что мы невольно сомневались в правильности выбранного пути. Недавние августовские дожди оставили обширные заболоченные участки. В одном из таким мест, впереди идущий "Паджеро", прямо на дороге нырнул в зыбкую грязь, спрятанную под тонкой засохшей коркой земли. Дальше начиналось настоящее болото, по которому нельзя было даже пройти пешком не оставив при этом в трясине свою обувь. Но желание увидеть древний город, в котором в 1650 г. проживало до 2000 лам, и этот город-монастырь являлся в то время самым большим в южной Гоби, было настолько сильным, что мы решили найти проезд среди этой топи по редким сухим перешейкам из подозрительного песка и высоких зеленых кочек. Именно для таких мест с собой мы везли доски, которые в случае необходимости можно было бы подкладывать под провалившиеся колеса. Чтобы уменьшить риск проваливания машины впереди шли пешеходы, внимательно осматривающие землю. Через несколько часов виртуозной езды среди кочек, вдоволь набуксовавшись в песках, мы выбрались на твердую каменистую поверхность и через некоторое время у подножия гор, наконец, увидели руины Улгий-Хита.
 На аймачных грунтовых дорогах очень часто бывает колея и мелкий гофр. Безобидные с виду грунтовые дороги таят в себе коварную опасность. Когда колея достигает критического значения, параллельно старой дороги возникает новая. Иногда в одном направлении идет с десяток одинаково накатанных дорог, чтобы найти наиболее ровную, постоянно меняешь одну дорогу на другую. Довольно часто это происходит на скорости. В прошлом году одна из таких дорог с колеёй стала причиной переворота моего УАЗ-3160. На скорости в колее машину начало бросать из стороны в сторону со все увеличивающейся амплитудой, машина мгновенно очень легко ушла в переворот и, сделав полтора оборота, замерла на боку с выбитыми стеклами и разбросанными вокруг вещами. Из кузова обильно вытекала пенистая жидкость, впоследствии оказавшаяся не бензином, а пивом из разбитых бутылок. В тот раз мы самостоятельно поставили "УАЗик" на колеса, рулевая колонка оказалась оторванной, все двери оказались намертво перекошенными и не открывались, залазить в машину приходилось через окна. Вместо ветрового стекла натянули прозрачный скотч с полиэтиленовой пленкой, закрепили рулевую колонку веревками и в таком состоянии своим ходом машина вернулась домой. У нового "УАЗика" был настолько жалкий вид, что ни один дорожный пост от Улан-Батора до Иркутска ни разу не остановил машину.
 Не обошлось без дорожных приключений и в 2000 году. Ночью на дороге от сильного удара оторвался передний амортизатор на "Ниве", разорвав при этом алюминиевую трубку тормозной системы. К тому же чуть раньше заклинило правое переднее колесо из-за проскальзыванья изношенной тормозной колодки между ступором и диском. Причем колесо заклинило на крутом склоне при подъеме на песчаную дюну в самом неудобном месте. Запасных колодок с собой не было. Был найден оригинальный выход. Тормозные колодки изготовили прямо на месте с помощью перочинного ножа с пилкой из сосновой доски двухсантиметровой толщины. Забегая вперед, скажу что деревянные колодки выдержали около тысячи километров до Улан-Батора, эффективно подтормаживая даже на скорости, правда, при этом иногда появлялся характерный запах горелого соснового дерева. После отрыва левого переднего амортизатора техническая задача по обеспечению эффективности торможения "Нивы" с деревянными колодками осложнилась. Был избран вариант - заглушить трубки тормозной системы левого колеса и демонтировать тормозной ступор. Теперь торможение производилось путем переключения на пониженную передачу и в крайнем случае подтормаживанием правыми деревянными колодками. Договорились, что впереди будет идти ведущий, который по рации будет заблаговременно сообщать о кочках, ямах и гофре. Такая схема движения успешно применялась до Улан-Батора и позволила без дополнительных приключений доехать до авторемонтных мастерских.
 Кроме коварства дорог, вторая по значимости неприятность, с которой мы сталкивались во время путешествия - все проникающая мелкая пыль, забивающая нос до проявления аллергии у некоторых членов экспедиции, и приводящая в негодность видеокамеры и фотообъективы. Мелкий серый налет постоянно покрывал приборную доску и все вещи в кабине автомобиля. Редкие родники в пути для нас были настоящим праздником. Это была не только возможность пополнить запасы питьевой воды, постираться и помыться, но и произвести влажную уборку салона, потому как машина на время путешествия становится настоящим домом на колесах.
 В предыдущих экспедициях в каждом автомобиле ехало по три-четыре человека, что вместе с вещами значительно увеличивало вес машины. В экспедиции 2000 года было решено ехать экипажами по два человека в машине, снять задние сиденья и облегчить машины за счет сокращения вещей и продуктов. Такая компоновка загрузки "Нивы" очень скоро натолкнула на мысль, а не сделать ли на вещах, на месте заднего сиденья ровную поверхность, наподобие второй полки в плацкартном вагоне. Уложив на канистры одеяла и спальники, получилась мягкая и ровная поверхность, на которой можно было комфортно дремать, вытянув полностью ноги, даже во время движения.
 Основную часть дня мы проводили внутри машин, непрерывно двигаясь до сумерек. Дорога затягивала, само движение по ней становилось смыслом жизни. По большому счету было не так важно куда ехать, даже сбиваясь с пути мы попадали на интересные природные объекты, иногда более достойные посещения, чем те к которым мы стремились. Там где мы находились, совершенно не ощущалось присутствие человека. Очень скоро мы перестали удивляться многочисленным диким животным, воспринимая как должное присутствие рядом лисиц, змей, скорпионов. Ночевки под звездами без палатки стали естественным делом, а падающие метеориты, до 30 раз за вечер привычным украшением ужина у костра. Развалины древних городов встретились на нашем пути трижды, причем два раза мы попадали на них случайно в совершенно безлюдной местности. Мы видели многочисленные обо в честь духов местности, иногда они были замысловато сложены из камня в несколько ярусов и имели вокруг, радиально расходящиеся, меньшие по размеру, каменные пирамиды. В степи в самых неожиданных местах встречали плиточные могилы, мощные курганы, каменные фигуры - "бабы" и мегалитические сооружения, оставленные древними кочевыми племенами. Один из таких загадочных памятников мы встретили по дороге на Мандал-Гоби. Среди ровной степи из земли торчало два высоких менгира (свыше трех метров в высоту и 50 см каждая грань в ширину), чем-то они напоминали современный камертон и, наверное, при восходе солнца могли петь, испуская ультразвуковые колебания. Продолговатые камни были тщательно обработаны и имели следы возлиянья бараньим жиром. Можно только предполагать, что это - древнее культовое место старой доббудийской религии и посвящено неизвестным нам духам местности. Эти менгиры настолько древние, что местные монголы ничего не могут о них сказать. "Они были здесь всегда", - говорили они нам.
+42°. Особенно хорошо освежает арбуз.
 Находки древностей и окаменелых костей динозавров
 По дороге из мертвого города Улгий-Хид мы ошибочно ушли в сторону Китая и когда спохватились, на спидометрах было более 250 км дороги в южном направлении. В таких случаях, когда мы сбивались с направления, мы никогда не возвращались назад. И на этот раз также решили идти без дорог в нужном для нас западном направлении по сайру неизвестной нам долины. В каждой машине было по четыре резервных канистры бензина, что должно было хватить на 500-600 км дополнительного пути. Уже к вечеру долина заметно расширилась и, подыскивая место для ночлега, мы в бинокль внезапно увидели руины древнего города, отчетливо прорисовывающегося в лучах заходящего солнца на горизонте. При свете фар мы въехали в руины. Здесь не было ни души и мы ничего не знали об истории этого места. Лагерь разбили прямо у древних стен. Электрическая лампочка генератора и пламя костра частично освещали остовы глинобитных стен с таинственными темнеющими проемами. После "веселого" ужина с рассказами о злых демонах пустыни, где-то в первом часу ночи, мы мужественно одели налобные фонарики и, взяв лопаты, шагнули в темноту развалин за кладами и приключениями. Уже через несколько минут мы вздрогнули от страха. Навстречу нам из руин поднималось три зловещих тени, они стремительно увеличивались в размере: Оказалось, что наша переводчица - единственная девушка в экспедиции, испугалась остаться в лагере одна и догоняла нас с фонариком, а мы просто испугались своих теней. Поплутав ещё минут десять среди развалин, мы наугад остановились и, ткнув пальцем на бугор, решили копать прямо здесь. Со стороны картинка была фантастической. Где-то далеко на юге Монголии, даже неизвестно как они попали в это место, ночью среди развалин четыре фигуры с фонариками что-то копали. Самое смешное и удивительное в этой истории, что буквально через мгновение из земли была извлечена первая древняя китайская монетка с отверстием по середине, затем в свете фонариков была найдена вторая, потом третья, затем бронзовые колокольчики, фрагменты серебряных подвесок, каменные круглые монеты с отверстием, глиняные фрагменты буддийских статуэток, череп верблюда, какая-то неизвестная чрезмерно большая кость и большое количество битой керамики. Вероятно, мы бы нашли ещё что-нибудь значительное, если бы испуганная переводчица не прошептала, что кто-то идет с огнем. В самом деле среди развалин мелькал какой-то отблеск огня. Прервав раскопки, мы стали осторожно приближаться к мерцающему огню, чтобы выяснить его природу. Вскоре мы облегченно вздохнули, узнав в этом огне свой собственный костер, разгоревшийся из-за ветра:
 Через несколько дней мы значительно переместились на запад. Иногда поздно вечером у костра мы читали вслух описание палеонтологической экспедиции И.Ефремова "Дорога ветров" о Нэмэгэтинской впадине. Звучали знакомые географические названия и в описании мы узнавали, увиденные днем места.
 Нэмэтинская впадина всемирно известна своими многочисленными местонахождениями палеонтологических окаменелостей, так называемыми кладбищами динозавров или "костей дракона", так раньше монголы называли огромные кости динозавров. Здесь в "мертвом слое" Гоби на площади около 20 км2 обнаружены громадные по масштабам захоронения мезойских динозавров. В "мертвом слое" Гоби обнаружено большое содержание сажи, в 10 тыс. раз больше, чем при обычных пожарах. Предполагают, что 65 млн. лет назад на границе мелового и третичного периода в эволюции Земли произошла глобальная катастрофа, вызвавшая гибель всего живого, в том числе динозавров. В результате размыва и свирепых ветров в течение многих десятков миллионов лет, ископаемая фауна оказалась почти на поверхности. Палеонтологи всего мира считают Гоби своеобразной кладовой окаменелых яиц и целых скелетов динозавров. В 1925 г. в красных песчаниках Шабаран-Усу (ныне Баин-Дзан) были найдены многочисленные скелеты разнообразных динозавров и целые кладки их окаменелых яиц.
 Крупные кости динозавров, лежащие раньше на поверхности, собрали многочисленные палеонтологические экспедиции, но найти мелкие фрагменты и если повезет что-либо покрупнее, в непрерывно разрушающихся обрывах обнажения осадочных пород, совсем не редкость и в наши дни. Среди наших находок выделяются окаменелый коготь и окаменелые кости, которые тяжелее обычных. Кроме возможности найти "динозавра" привлекает и сам необычный ландшафт с запекшейся землей без единого кустика, сильно изъеденный водной и ветровой эрозией. Голая земля, наподобие лунного пейзажа, сильно изрезана глубокими сайрами. В отвесных скалах имеются многочисленные глубокие трещины, по которым можно проникнуть внутрь земли. В этой местности увлекательно путешествовать на машине по сайрам - с обеих сторон отвесные гладкие скалы из осадочных пород.
 Смешной эпизод при поиске костей динозавров произошел в этом месте с "Паджеро". Разъехавшишь в разные стороны, мы поддерживали связь по рациям, пока расстояние не стало слишком большим. Сан Саныч, водитель "Паджеро", уехал один и, увлеченный поиском, попал на сыпучие пески, где сначала забуксовал, а потом его машину стащило вниз по дюне песка. Застряв окончательно на склоне, он в течение часа, пытался выбраться из песчаного плена самостоятельно. Но "Паджеро" с автоматической коробкой передач, плохо понимала движение с натягом и непрерывно закапывалась в песке. Тогда Сан Саныч, включив заднюю скорость и открыв дроссельную заслонку, решил подтолкнуть машину сам. Как оказалось именно этого усилия не хватало, чтобы машина начала двигаться дальше вниз по склону. Как только машина задними колесами выехала на твердый грунт она стремительно увеличила скорость и стала уезжать от Сан Саныча. Остановил ее другой склон сайра, на который она практически вертикально въехала задом. Когда мы увидели эту картинку, долго не могли понять, зачем и как "Паджеро" оказалось в таком положении.
 Вообще движение по песку имеет свои особенности. Для резины представляют опасность кочки среди песка с засохшими корнями саксаулов, которые как ножи прорезают резину. Главное не останавливаться на зыбком песке и не ехать близко к краю бархана. На равномерной скорости с включенным передним мостом машина идет, стоит газ сбросить начинает буксовать и вскоре увязает. Всех увереннее на песке чувствовал себя "Хайлакс" с широкой резиной. Несколько раз на дневках мы полностью его разгружали, садились все в кузов и гоняли там, где груженому автомобилю не пройти.
 Эпилог
 Задумываясь о притягательной силе безлюдной пустыни Гоби рождаются разные объяснения, и одно из них заключается в том, что попасть в сердце Гоби до сих пор трудно. Природные условия делают невозможным постоянное проживание здесь человека, и он приходит сюда только на время с запасом воды и продуктов. На смену караванным тропам и верблюдам, как основному средству передвижения до недавних времен в Гоби, пришли современные автомобили. Появились накатанные автомобильные дороги на месте караванных троп, но до некоторых мест в Гоби автомобильных дорог до сих пор нет. Здесь в первозданном хаосе песка и камня на протяжении веков остается не жилым большое пространство, которое с древних времен населялось духами, демонами и богами и где в пещерах в поисках истины уединялись древние мудрецы. Почему для своей медитации они выбирали столь безжизненные места?
 Распространено мнение, что "чистые" места, не имеющие негативных следов воздействия человека, способствуют перестройке сознания и сновидений. Одно из таких редких мест - пустыня Гоби, где безлюдность местности гарантирует длительную изоляцию и отсутствие контактов с неподобающими людьми, предметами и отвлекающими мыслями, что в конечном итоге просветляет разум и сближает с духами природы. Нужно просто смотреть под ноги и на звезды, чтобы почувствовать их присутствие. Здесь осязается звенящая тишина, в которой можно услышать свист крыльев далеко пролетающей не видимой птицы:
 Уже четвертый год подряд мы на автомобилях совершаем путешествие в эти далекие и безлюдные места. И с каждой поездкой убеждаемся в бескрайнем разнообразии пустыни и исключительности некоторых мест, таящих в себе мистическое воздействие, искомой древними мудрецами, таинственной природной силы.
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"