[win][koi][mac]Байкальская земля




НА УАЗАХ В ГОБИ (1999 г.)

В Монголии нельзя буксовать, иначе машина сядет на мост
 От Ульяновска до Гоби прошли иркутяне на новых российских джипах УАЗ-31601.
 
 ПРЕДЫСТОРИЯ
 Ежегодно с 1997 г. группа иркутских любителей бездорожья проводит летом большое путешествие на автомобилях от Байкала до Гоби, с посещением исключительно красивых и труднодоступных мест, а также целого ряда сакральных объектов Центральной Азии, мало известных широкой публике. Проводимые экспедиции по бездорожью Сибири и Монголии на автомобилях повышенной проходимости это не спортивное ралли и не рекламное "Кэмэл Трофи". В основе путешествия лежит стремление энтузиастов-единомышленников создать настоящее приключение, возродить дух и романтику больших экспедиций, пройти по следам великих исследователей Центральной Азии Пржевальского, Обручева, Козлова. Настоящие экспедиционные будни и экстремальные условия на маршруте являются великолепной возможностью сменить на время ритм и образ жизни. В экспедициях традиционно принимают участие команды из Иркутска "Тоyota -центр", "Сибирские автомобили", газета "ИнтерБайкал", РТА "Байкал-тур". В автопробеге 1999 г. приняли участие также два новых российских джипа УАЗ-31601, приобретенных специально для экспедиции при активном содействии бюро рекламы АООТ "Ульяновский автозавод". Машины показали прекрасную проходимость на самых сложных участках маршрута и шли наравне с Хайлаксом "Toyota".
 III Гобийская экспедиция под названием "Тропой Чингисхана - по святыням Центральной Азии" состоялась в июле-августе 1999 г. и проходила в крайне тяжелых условиях полного бездорожья пустынных районов Южно-гобийского аймака Монголии. Движение автомашин часто проходило по сайрам - гравийным руслам высохших рек, без дорог по каменистым степным участкам и кочкам. По маршруту движения неоднократно преодолевались заболоченные участки, опасные ловушки топи и соляных ям, с тонкой засохшей коркой земли, протяженные песчаные участки с густыми саксауловыми рощами и чистыми песчаными барханами. Учитывая крайне безлюдный характер местности, экспедиционные машины везли с собой все необходимое для путешествия, в т.ч. большой запас воды и бензина. При полной загрузке машин, при температуре наружного воздуха свыше 40°С машины преодолевали отдельные перевалы без дорог, двигаясь вверх по гравийным сайрам, а затем зачастую по крутым каменистым склонам без намека на то, что здесь кто-либо проезжал раньше.
 По мнению участников путешествия новый российский джип УАЗ-31601 идеально подходит для такого рода экспедиций. Высокая проходимость по песку и грязи, устойчивость машины на скорости, достаточная тяга двигателя на трассе при полной загрузке машины, низкий расход топлива (в среднем он составил 13-14 л на 100 км по бездорожью и около 10-11 л на трассе при полной загрузке машины), большая вместимость кузова и современный дизайн, возможность комфортно спать внутри машины, - это безусловно большие плюсы новой машины. Практически всюду и в России и в Монголии новая машина вызывала неподдельный интерес, и во время остановок вокруг неё собиралось много любопытных.
 
 ПОДГОТОВКА К СТАРТУ
 После длительных переговоров с Ульновским автозаводом, наконец, было подписано распоряжение дирекции о внеочередном выделении двух новых УАЗ-31601 для Гобийской экспедиции. Дело в том, что пока машина не поставлена на конвейер, выпуск её ограничен, а желающих приобрести ее больше возможностей завода. В начале лета очередь желающих приобрести новый российский джип превышала один месяц.
 Перегон от Ульяновска до Иркутска прошел легко и быстро. Бензин, авторемонтные мастерские, ночлег и питание были вдоль всей трассы. Запомнились характерные картинки - сначала продавцы вяленой воблы на Волге, затем башкирский мед, уральские пистолеты и велосипеды вдоль обочин, люди в камуфляжной форме с автоматами в Казахстане, шестирядный автобан с шикарными автокемпингами в Красноярском крае и, наконец, отвратительная грунтовая дорога в Иркутской области с редкими продавцами черемши на обочинах.
 В Иркутске началась утомительная подготовка машин и снаряжения для экспедиции. Один только список необходимого снаряжения и продуктов занимал шесть печатных листов. Туда куда мы собирались не было дорог и магазинов, поэтому по опыту предыдущих лет мы старались укомплектоваться всем, что может потребоваться в долгой дороге.
 Самым сложным оказалось найти багажник на крышу нового УАЗика. На УАЗ-31601 нет водостоков, поэтому нельзя прикрепить на крышу кузова недорогие русские багажники, необходимые для перевозки длинных досок дачникам и, например, пустых канистр, как во время нашей экспедиции. Багажник фирмы "THULE sweden" с кронштейнами, изготовленными специально под УАЗ-31601, я после длительных поисков все-таки нашел. Но обошелся мне такой багажник в 15 раз дороже российского.
 Также странным оказалось отсутствие штатного прикуривателя внутри салона автомашины, который пришлось врезать самостоятельно. Он необходим во время экспедиции для рации, кофеварки, питания видеокамеры и электробритвы.
 
Высохшее дно озера
 МОНГОЛИЯ
 Переход через КПП "Кяхта" отличался от прошлогоднего длинной очередью из новых УАЗиков, которые в большом количестве перегоняют монголы к себе на родину, и новыми таможенными пошлинами в совокупности превышающими стоимость визы в Монголию. Мы заплатили по 0,1% от стоимости автомашин, обязательную страховку, отдельно за оформление таможенных документов и за въезд в Монголию.
 Уже через два дня мы были в песках вблизи озера Орог-Нур, откуда собственно и начиналось наше путешествие по монгольскому бездорожью. Впервые попавшего на проселочные дороги Монголии, поражает большое количество расходящихся и параллельных дорог в степи. Иногда с перевала веером расходятся одинаково накатанные дороги и какой из них нужно ехать всегда трудно угадать. Наученные опытом прошлогодних экспедиций мы не боялись потерять дорогу. Придерживаясь основного направления по компасу мы часто двигались по бездорожью и рано или поздно находили дорогу в нужном нам направлении. Ехать без дорог, несмотря на кажущуюся ровную поверхность степи, всегда оказывалось труднее и дольше. Очень часто мы попадали в высокие кочки или дорогу прегрождали крутые овраги сайров.
 Грязь в степи тоже особенная. После дождей дороги моментально разбухают и проехать по ним становится невозможно до тех пор пока они не просохнут. Своеобразной особенностью являются коварные грязевые ловушки, покрытые тонкой коркой растрескавшейся земли. Если колесо провалилось в таком месте, лучше не пытаться буксовать, иначе машина гарантировано садится на оба моста. Методика вытаскивания одна - машина вагами приподымается над грязью и под колеса подкладываются камни или доски, которые мы везли с собой. Кстати у нового УАЗика нет боковых проушин для домкрата, как на Ниве, поэтому процедура поддомкрачивания засевшей машины, когда домкрат надо установить в жидкой грязи под полуосью колес крайне неприятна и обременительна.
 Четыре или пять дней мы не встречаем ни одной машины. Но это не значит, что мы здесь одни. Редкий лагерь обходится без любопытных гостей. Как правило монголы появляются на конях и подолгу наблюдают за жизнью в лагере. После небольших сувениров они растворяются снова в степи.
 Природа здесь просто потрясающая. Конечно, безводные, иссушенные зноем пустынные гобийские пространства далеко не для всех кажутся настолько привлекательными, чтобы добираться до них тратя достаточно много времени и денег. Но как раз эта безмерность и малолюдность в сочетании с удивительным разнообразием величественных пейзажей, легенд о Белом Острове и таинственной системе гобийских пещер и привлекает нас сюда каждый год. Когда я вижу на протяжении недель пути эту каменистую красную землю с полудрагоценными минералами, рассыпанными прямо под ногами, протяженные песчаные барханы без следов человека, многочисленных диких животных и совершенно первозданные скалистые ущелья без троп и дорог, то начинаю понимать почему кочевники так любят эту землю.
 
Прерванная 4-ая Гобийская экспедиция. Переворот УАЗа
 УАЗ-31601
 
 1. ДВИГАТЕЛЬ
 
 1.1. Систематический перегрев двигателя при езде по бездорожью и в городе. На асфальтированной трассе, на скорости двигатель не греется. На двух купленных машинах загоралась красная лампочка "перегрев двигателя" в условиях езды по городу в пробках, и иногда даже после кратковременной остановки с выключением двигателя с нормальной температурой перед магазином, после возвращения из которого, перед запуском двигателя с удивлением обнаруживаешь горящее красное табло. Указатель температуры имеет красную зону, это современно, но на старых моделях ГАЗ-69 были указатели с температурой. Было бы полезно и на современной модели постоянно видеть конкретное значение температуры 90° или 100°, может быть врет датчик температуры от которого срабатывает табло. В Гоби табло загоралось через 10-15 минут езды по бездорожью, даже после того как был удален из системы термостат, радиатор был продут сжатым воздухом, проверена работоспособность внешнего контура и вентилятора. Табло длительное время не гаснет, даже когда машина двигается накатом под гору с выключенным двигателем. Это свидетельствует о плохом обдуве радиатора. Возможно: неэффективен радиатор, глубоко стоит в отсеке двигателя, мешает двойной диффузор передней решетки кузова, недостаточно лопастей вентилятора, в капоте нет дополнительных жалюзей для циркуляции воздуха и т.д. Так как перегрев двигателя систематически наблюдался на двух машинах, возможно наличие недостатков в конструкции системы охлаждения двигателя. В Монголии при движении по бездорожью непрерывно приходилось останавливаться (чаще чем на "Ниве"), охлаждать двигатель, иногда используя для этого дефицитную в условиях пустыни воду. Это была непрерывная головная боль. Двигатель грелся также и при подъеме в гору на грунтовых дорогах на берегу Байкала, где температура окружающего воздуха составляла не больше 20°С. Неоспоримым фактом остается перегрев двигателя УАЗ-31601 в дорожных условиях, когда на Ниве и Тойоте в таких же условиях двигатель не перегревался. Кстати, после замены радиатора на Хомутовском СТО и изменении конструкции на второй из наших машин перегрев прекратился.
  Дополнительные предложения:
 - перед радиатором предусмотреть возможность крепления рамки, для закрепления на ней сетки для защиты ячеек радиатора от тополиного пуха в период цветения тополей.
 1.2. Всевозможные течи тормозной жидкости. Суммарно долито полтора флакона жидкости "Томь". Особенно сильно бегут пластмассовые стаканы (фото №1). Кстати это болезнь всех УАЗовских двигателей.
 1.3. Нижний резиновый патрубок радиатора соприкасается с острой кромкой
 корпуса гидропривода. Не качественная сборка на заводе. В результате резина патрубка прорезана практически насквозь. На СТО произведена замена патрубка и новый его монтаж с зазором между патрубком и корпусом гидропривода. Пришлось сливать тосол и демонтировать весь узел. (Дефект устранялся на обеих машинах).
 
 
 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
 
 2.1. Не выдержал узел крепления рулевой колонки к кузову. Кронштейн с опорной площадкой шириной в 1-1,5 см крепится к кузову сварочным швом. Этот кронштейн несет на себе достаточно тяжелый вес рулевой колонки, который "играет" уже на новой машине. При знакопеременных нагрузках, особенно на буграх, на руль прилагается дополнительно инерционный вес водителя и рулевой колонки, что приводит к полному отрыву колонки, что и произошло на моей машине. В результате отрыва кронштейна по месту сварки возникает большая, и недопустимая для нормальной эксплуатации, подвижность рулевой колонки, устранить которую в условиях экспедиции невозможно. Это одна из самых существенных причин моего переворота. Мне кажется болтовое соединение здесь более уместно и оно позволит производить ремонт в случае аналогичной поломки. Также вызывает сомнение в надежности конструкция регулируемой колонки. Она хороша для выставочного стенда, но на бездорожье проявляется люфт, она не выдерживает неизбежных ударов и перестает фиксироваться. Для джипа, который предназначен для езды по бездорожью, эта конструкция слишком игрушечна. Я бы предпочел чтобы руль был неподвижно и надежно закреплен как на старых, испытанных временем, УАЗ-469.
 2.2. При движении по грунтовым дорогам с небольшой набитой колеей на скорости 60-90 км/час наблюдается эффект поперечного раскачивания относительно направления движения. Это раскачивание предшествовало моему перевороту. Возможно у машины высокий центр тяжести, узкая колея для такого центра тяжести, слабые амортизаторы, недостает штанг поперечной устойчивости. Или еще что-то.
 2.3. Гидроусилитель руля. Масло марки "Р", МГТ. Рекомендованный аналог Shell tellis 22. Отсутствует в продаже на всей трассе от Ульяновска до Иркутска. В продаже только масла типа "Destron ", о совместимости с которыми ничего не сказано в руководстве по эксплуатации. Это создает проблему, так как на заводе было не долито масло в бачках до требуемого уровня на двух наших машинах и на обоих машинах наблюдается увлажнение шланга в районе заделки на рулевом приводе (фото №2). Выпадает от вибрации синяя заглушка на гидроприводе руля.
 
 3. КУЗОВ
 
 3.1. Было бы идеальным вариантом предложить покупателю возможность приобретения джипа с дугами для багажника, как на "Лэнд Краузере". На УАЗ-31601 нет водостоков, поэтому нельзя прикрепить на крышу кузова недорогие русские багажники, необходимые для перевозки длинных досок дачникам и, например, пустых канистр, как во время нашей экспедиции. Багажник фирмы "THULE sweden" с кронштейнами, изготовленными специально под УАЗ-31601, я после длительных поисков все-таки нашел. Но обошелся мне такой багажник в 15 раз дороже российского и его можно крепить только на ограниченном пространстве крыши (кронштейны могут быть укреплены только над дверьми). А если я хочу сделать сзади лестницу и иметь возможность подниматься на багажник, то как закрепить багажник сзади на крыше?
 3.2. Периодически клинят двери. Особенно задняя, у которой в конце концов, просто оторвалась ручка вместо открытия (???) (фото №3)
 3.3. Спорным является идея прикрепить зеркало заднего обзора клеем к стеклу. Мало того, что раздражает вибрация, передаваемая от большого лобового стекла, так еще эти стекла и отваливаются при нагреве от солнечных лучей. На обоих машинах зеркала заднего вида отвалились ещё в Сибири. Используемый клей не выдерживает жары и стекло отваливается, если машина долго стоит под прямыми лучами солнца. Не лучше ли крепить их на кронштейны к кузову, как делается на большинстве русских машин?
 3.4. Чехол запасного колеса с вышивкой "УАЗ" старомоден. Из-за быстро набиваемой под нитки грязи многие владельцы эту надпись просто отпарывают. Надпись должна быть гладкой, чтобы грязь на въедалась.
 3.5. Систематически выливается из горловин баков бензин при заправке полных баков, если при заправки не стравливать его из шланга потихоньку на последних литрах заправки. Практически все заправщики, впервые заправляющие машину, обливают её бензином. Возможно причина в узких и слишком круто изогнутых длинных трубах к бензобаку или образуемая воздушная пробка???
 3.6. При проваливании в грязь нельзя установить домкрат, как на "Ниве" сбоку. Полуось, под которую рекомендуется устанавливать домкрат, часто находится в луже, грязи или просто на земле. Почему бы не сделать проушины под рамой как на "Ниве", чтобы в случае необходимости можно было бы поддомкратить машину при вытаскивании из грязи или просто для замены колеса, когда на водителе белая рубашка?
 3.7. Сильно выступают на 1,5 см сливные штуцеры под днищем топливных баков. При вытаскивании из грязи и при движении по камням днище цепляется за коряги и камни. На одной из машин возникла течь топлива, из-за частичной деформации этого штуцера о камень. Для джипов, предназначенных для езды по бездорожью, такое выступание штуцера просто недопустимо.
 3.8. Выхлопная труба цепляет за землю при преодолении крутых кочек. Пространство под рамой позволяет крепить трубу к верхней части лонжерона и тогда труба будет выше почти на 15 см. В настоящее время труба крепится к нижней части лонжерона.
 
 4. САЛОН АВТОМОБИЛЯ
 
 4.1. Внутри салона нет прикуривателя (???). Он необходим для рации, кофеварки, питания видеокамеры и электробритвы.
 4.2. В машине невозможно спать из-за тиканья кварцевых часов и нет их отключения с передней панели.
 4.3. Слишком тихо щелкает реле поворота, иногда, особенно в городе, забываешь выключить поворот. (Мнение водителей двух автомашин.)
 4.4. Можно было бы поставить на приборную панель лампочку включен передний мост (как на "Ниве"), во избежание случайных включений, когда защелки переднего колеса не поставлены в положение "4_4". У меня были случайные включения после сна в машине.
 4.5. Крепление петель на пластмассовых стенках крышки контейнера для вещей между передними сиденьями слишком нежное и быстро разрушается.
 
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"