[win][koi][mac]Байкальская земля




ПУТЕШЕСТВИЕ С ШАМАНОМ

ЛУИ ПОВЕЛЬ ЖАН БЕРЖЬЕ "Не следует слишком рассчитывать на Бога: может быть Бог рассчитывает на нас."
 Впервые мы встретились четыре года назад возле священной Шаман-скалы, одной из девяти святынь Азии, расположенной в сакральном центре Байкала на острове Ольхон. Шаман выполнял, понятные одному ему, древние обрядовые действия. Его фигура в национальной одежде, возле горящего кост-ра, эффектно смотрелась на фоне двухвершинного Камня-храма (ныне Бурхан-мыс). В момент, когда я направил в его сторону объектив фотокамеры, шаман, после нескольких очистительных круговращений рукой над пламенем костра, внезапно выпрямившись сделал широкое жертвенное движение рукой, брызгая на запад, и капли жирного молока по прихоти духов попали прямо на линзу объектива. Никаких фотографий при первой встрече не получилось.
 Идея, повторить съемку, пришла много позже, уже после многих наших последующих встреч, прочитанных книг о шаманизме и экспедиций, во время которых я все чаще встречал загадочные следы утерянных верований на земле и скалах. К этому времени в моем блокноте уже накопилось достаточно много авторитетных свидетельств о том, что шаманизм в строгом смысле - это прежде всего сибирское и центрально-азиатское явление, что "Избранной Землей" ша-манизма стала центральная и северная Азия, что одним из последних оплотов шаманизма был остров Ольхон.
 Осенью 1998 года, при совершенно невероятных обстоятельствах, уда-лось найти и договориться о временной аренде настоящего шаманского костю-ма с железными подвесками, миниатюрными фигурками зверей и колокольчи-ками, железной короны, бубна и колотушки. Надо заметить, что в настоящее время ни у одного из практикующих шаманов не сохранилось старинных ша-манских принадлежностей, столь важных в обрядовых действиях. Использова-ние для обряда подлинных вещей, принадлежащих разным шаманам, было со-пряжено с риском соприкоснуться с действенностью древних шаманских закля-тий. Бурятский шаман Валентин Хагдаев, с которым мы собирались провести обряд призывания могучего духа Байкала - Абай-Хатана, обладал необходимы-ми для этого знаниями и самое главное наследственностью - утха, т.е. имел предка шамана и имел отличительный знак на теле в виде раздвоенного боль-шого пальца от рождения на правой руке - той которой он совершал возлияния. По существующей иерархии он достиг пятой ступени постижения, и имел пра-во на использование в обрядах собственного бубна (самое высокое духовное звание шамана - "заарин", присваивается после девятого посвящения. Это зва-ние было редкостью уже в ХIX веке.)
 Наблюдать столь редкое обрядовое действие мне приходилось впервые. Прежде всего Валентин, сделал едва заметный поклон Байкалу и стал спраши-вать позволения у духов местности на проведение обряда именно в этом месте - на высоком берегу мыса, откуда хорошо просматривалось, по осеннему непри-ветливое и штормовое с живым пенно-белым узором озеро. Любой обряд всту-пления шамана в контакт с духами начинается с обращения к огню, призывания племенных духов, духов-эжинов ближайшей местности, затем более могучих. Ритуал произнесения священных имен в строго определенной последователь-ности был выполнен, когда к нам неожиданно из леса выбежала собака. В обычной жизни это повседневный факт, но для шаманиста, имеющего свое по-нимание мира, было важно любое незначительное событие, все это имело не-посредственное к проводимому обряду таинственное значение и величайший смысл - как поведет себя собака (это душа шамана в образе собаки): возьмет ли она угощение, как быстро загорится костер (благосклонны ли духи огня), как будет дуть и изменяться ветер (услышали ли эжины призыв шамана).
 Пламя костра жадно требовало все новых жертвоприношений. Перед тем как одеть костюм на себя, Валентин, читая заклинание, по несколько раз проносил для очищения над пламенем каждую вещь, непрерывно перевертывая ее с двух сторон. Особо важные для ритуала магические вещи очищались в ды-ме большого количества истолченного чабреца, почитаемого бурятами за его благовоние священной травой. Всех дольше продолжалась работа по очище-нию с бубном. Этот бубен был выбран из нескольких. Он отличался от других своим живым звуком. Он хранился вертикально. У него сразу нашлось едва ви-димое отверстие на натянутой коже для путешествия души шамана в верхние и нижние миры.
 Солнце садилось. Валентин, полностью облаченный в шаманский кос-тюм, с бубном возле костра, словно сошедший со старинной гравюры, по тра-диции перед началом обряда брызгает молоком, символизирующим чистоту помыслов и мыслей. сначала к небу, а потом в четыре стороны света для уго-щения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вре-дили и оказывали помощь. Со своей стороны я по современному просто брыз-гаю водкой в костер, после чего пламя в наступающих сумерках ослепительно выпрыгивает из костра.
 Удары в бубен оказывают завораживаемое действие. В них нет моно-тонности - непрерывно меняется частота, продолжительность и сила звука. Од-новременно, кружась вокруг костра и разговаривая с духами огня, то наклоня-ясь к пламени и приближая к нему бубен, то удалясь, шаман, закрыв глаза, на-чинает с помощью древних практик одному ему ведомое путешествие в запре-дельность повседневного человеческого опыта. Металлические подвески кос-тюма в такт движений поют свою шаманскую песню. Движения шамана все ус-коряются и ускоряются, бубен ходит ходуном - звук к земле, бубен у ног, по-слание к небу, бубен над головой. Круговые движения настолько частые и шаги настолько широкие, что я начинаю опасаться края обрыва, но нельзя останав-ливать приближение транса, благодаря которому шаман может действовать как маг или видящий.
 Из поколения в поколение сибирские шаманы передавали родословные предания и легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населе-ния природными средствами и травами. Эта вера, сохранившаяся в течении ты-сячелетий, отражает иную систему познания, иной способ восприятия. Вера, что человек может воздействовать на богов и духов и, что человек способен вызвать и использовать лишь те силы, к которым он действительно готов.
 Нам не хватало веры. С нами не было сородичей Валентина, чтобы те взявшись за руки, помогли своей верой "втянуть" шамана в измененное состоя-ние сознания. Мы не были свободны от повседневных забот городской жизни и не жили в уединении. Место, которое мы выбрали, не являлось местом силы. Но видеозапись шамана на этот раз получилась и к концу обряда, когда уже практически стемнело, я обратил внимание, что штормовых бурунов на озере не стало. Ветер стих. И в последующие дни стояла прекрасная солнечная пого-да.
 С тех пор меня не покидает предчувствие путешествия, сначала было две продолжительных экспедиции в пустыню Гоби и каждый раз там вспоминался Байкал и желание однажды внимательно посмотреть под ноги в родных местах, там где я бывал не единожды.
 Неделю назад, когда за окном городской квартиры мела ночная холодная метель, позвонил Валентин и пригласил в Тажеранскую степь. Для путешест-вий по заснеженной степи конец ноября не самое подходящее время, но я по-ехал к нему, чтобы, наконец, научиться смотреть под ноги.
 Дул холодный пронизывающий ветер. Мглистый однотонный пейзаж, едва заметная дорожная колея, засыпанная свежим снегом, и множество птиц, упрямо кружащихся над одним и тем же местом.
 - Смотри, сказал Валентин, птицы чувствуют земные токи. Они кружатся над Ердинской сопкой. Посмотри, какой правильной она формы.
 ГОРА ЁРД. Гора находится в 2 км от Байкала на правом берегу реки Ан-га. Гора Ёрд из-за правильной формы похожа на искусственный насыпной кур-ган. О горе Ёрд существует большое количество старинных народных преда-ний. По рассказам местных жителей, у подножья этой горы в эпоху курыкан проходил раз в году большой культовый праздник, на который съезжались гос-ти со всего Прибайкалья. Вокруг священной горы Ёрд устраивался грандиоз-ный обрядовый круговой танец, продолжавшийся много дней и ночей, в кото-ром одновременно участвовало свыше 700 человек. Обязательным условием для проведения праздника было правило сомкнуть круг танцующих, взявшись за руки, вокруг горы. Если круг не смыкался, праздник не проходил. Рассказы-вают, что на отдельных праздниках количество танцующих было так велико, что образовывали три и даже четыре круга танцующих вокруг сопки, а от не-прерывного кругового танца вокруг горы образовался углубленный в землю заметный след.
 Мы поднимаемся на заснеженную гору с западной стороны и Валентин по ходу рассказывает, о том чего нет в книгах.
 - Гора Ерд, находится на одной прямой, от Малой Ердинской сопки вон к той священной горе. За ней находится Байкал. Для древних было обязательно присутствие большой воды рядом. Сюда они привозили камни. Камни в долине растут, бывает земля моментально выдавливает их. Было честью занести на го-ру как можно больший камень. Камни привозили даже на телегах. Так образо-валось малое обо. Гора Ерд наполовину искусственного происхождения. Вот эти камни в старину были лестницей шаманов, самые сильные из них сидели выше. Вот это - Валентин показывает на высохшее растение с высоким стеб-лем, заканчивающиеся колючкой размером с кулак - душа шамана, цветет в на-чале лета большим голубым цветком, нигде больше в Тажеранской степи этот цветок не встречается.
 - А сюда, тебе нельзя. - Мы поднялись на гору и стояли возле самой вы-сокой точки, краеугольного камня, обильно отмеченного птичьим пометом. -Это торжественное седалище духов шаманов, пребывающих вне времени и пространства. Человек без духов - ничто. А это место, где раньше они часто проявляли себя. Отсюда шаманы во время праздника удалялись для проведения жертвоприношений в бухту Ая и к скале Саган-Заба.
 ПЕТРОГЛИФЫ УТЕСА САГАН-ЗАБА. Беломраморный утес Саган-Заба выде-ляется среди серых скал побережья. Скала расположена в 5 км к северу от Кре-стовского мыса. Утес известен с древних времен своим большим количеством наскальных рисунков. Расположенное здесь древнее шаманское святилище яв-ляется одним из крупнейших святых мест на Байкале. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки полу-чили мировую известность. По словам академика А.П.Окладникова, "петрог-лифы Саган-Забы - подлинная жемчужина древней культуры и искусства наро-дов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюже-тов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всём про-странстве от Урала до Тихого океана". Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций древнего иконостаса. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к ново-каменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).
 - Я помню, - продолжает рассказывать Валентин, - как старики рассказыва-ли о шаманской пещере, вход в которую существовал еще в начале нашего ве-ка. Где она сейчас никто не знает.
 В самом деле, исследуя те места, однажды летом на западном склоне пади я обратил внимание на грандиозный скальный провал диаметром до 40 м. Рядом была воронка меньшего размера с загадочными отверстиями в стенах, вокруг которых рос красный лишайник, образуя геометрически правильный отчетли-вый круг. С этими карстовыми воронками возможно связаны легенды о таинст-венной шаманской пещере и спрятанном китайцами в пещере на вершине утеса золота, которое они не смогли переправить через Байкал и вынуждены были зарыть в пещере. Вход в пещеру до сих пор не известен. Упоминания и описа-ния пещеры можно встретить в литературе 20-х годов нашего века. По этим описаниям можно составить словесный портрет пещеры. Где-то вверху, в од-ной из щелей, нависшего над писаницами утесе, находится входное отверстие, а на глубине около 10 м имеется большой темный зал, из которого по сторонам отходят горизонтальные коридоры. Один из таких коридоров заканчивается глубоким колодцем, в котором якобы было спрятано золото, а вход был замас-кирован. В самом деле вершина утеса носит ярко выраженные карстовые следы: многочисленные засыпанные воронки, пар из щелей, который можно наблюдать в морозные дни, наличие волноприбойных пещер и щелей внизу утеса. В отдельные щели можно проникнуть только зимой, легко проскальзы-вая по льду. Проникнув ползком в одну из таких щелей я смог встать во весь рост и увидел в белом мраморе отчетливое монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх в скалу. Узкий проход сужался и вел куда-то вверх внутрь утеса.
 Большая волноприбойная пещера расположена к югу в скале недалеко от рисунков. Попасть к ней можно только по воде. Существуют предания, что в этой пещере также выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями.
 Оставив берег Байкала и поиски пещеры до теплого лета, мы направляемся к родным землям Валентина, в Тажеранскую степь и к Тонте.
 ТАЖЕРАНСКАЯ СТЕПЬ (85-110 км по тракту) - степной участок протяженно-стью 35-40 км и шириной 10-15 км. Тажеранский массив является одним из ин-тереснейших геологических объектов на Байкале, получивший широкую из-вестность благодаря своим уникальным минеральным ассоциациям. Здесь на площади всего в 1 км2 установлено около 150 различных минералов, в т.ч. два новых: тажеранит - природный аналог фианитов и азопроит. Часть из них уни-кальна и неизвестна в других местах. Возраст этого массива около 300-400 млн. лет.
 Кажется он знает здесь каждый камень. Только непосвященному степь мо-жет показаться уныло однообразной. Он равнодушно пройдет мимо священных мест, не узнанных преданий, не поклонится духам местности. Мы часто оста-навливаемся. И там где, Валентин просит выйти из машины, в неприметных на первый взгляд камнях оживает история и я вижу, что эта история жива, возле камней лежат жертвоприношения, почерневшие от времени и совсем новые монетки.
 - Видишь, вон те две березки. Обрати внимание они единственные в степи. Раньше здесь жил шаман с шаманкой. Сейчас здесь ничего не осталось, кроме каменных оснований их подвалов. Умирая шаман завещал, что пройдет 100 лет и о нем вспомнят. В самом деле прошло время и из их бывших подвалов вы-росли березки, это их души. Так о них заговорили снова.
 О некоторых святынях Валентин просит не упоминать. В самом деле то что он показывает, не укладывается в обычное объяснение.
 Древнее капище. Остатки курымчинской каменной кладки. Природный фе-номен. Старое обо, еще одно более древнее, но почитаемое до сих пор. Пять сэргэ - столбы, обвязанные хадаками (жертвенными шарфами и полосками ма-терии), сооружаемые в связи со смертью шамана. Рядом с этим местом покоят-ся пять поколений шаманов по родословной линии Валентина. Здесь должны будут поставить шестой столб, когда придет его время. Недалеко от родового места Валентин показывает туфовую пещеру в глубине примерно 40 метрового хода которого расположено озеро с живой водой, уровень которого не меняет-ся с начала века. И только вернувшись домой, на отпечатанных фотографиях подземного озера, я обнаруживаю светящийся зураг (рисунок) в конце тоннеля над самой кромкой воды.
 А сколько легенд, мифов, преданий! На остров Ольхон, считавшийся са-кральным центром северного шаманского мира, сбегали монгольские шаманы во время преследования их ламами в эпоху Чингисхана. Бурхан-скала. Саган-Хушун. Гора Жима. За каждым названием предания с утерянными именами не-божителей, эжинов, духов.
 ОСТРОВ ОЛЬХОН. Территория острова богата археологическими памятника-ми, по их количеству на 1 км2 нет равных во всём Прибайкалье. На острове Ольхон известно 143 археологических объекта (1993 г.). Это могильники, древ-ние городища, остатки каменных стен. К числу наиболее заметных относится сохранившаяся древняя курыканская защитная стена протяженностью около 220 м, перегородившая перешеек мыса Хоргой.
 Несколько лет назад в глухой местности на берегу Малого моря я натолк-нулся на хорошо сохранившееся каменное шатровое сооружение. И сейчас ре-шил, воспользовавшись случаем, показать его Валентину.
 На 37 км в лесу в 150 м от дороги находится старинное шатровое каменное сооружение с особой кладкой стен в два ряда и воздушным проходом между ними. Высота сооружения 2,5 м, окружность у основания 4-5 м. Пол выложен каменной плиткой с уклоном в центр, внутренние стены обмазаны глиняным раствором. О старине соооружения свидетельствует красный лишайник на сты-ках камней для образования которого требуется много-много лет. Предположи-тельно, это могла быть печь для выплавки металла, но рядом не известно руд-ных месторождений и нет близко поселений. Да и место расположено в глухом лесу на склоне горы, где не видно следов жилья и дорог. По другой версии, рассказанной местным жителем, это эвенкийское шаманское место для совер-шения сложных шаманских обрядов и продолжительного ритуала, связанного с жизнью и смертью. Двойная стена предназначалась для магической защиты второго костра, который разжигался внутри шатрового сооружения для прове-дения обряда. Правильного ответа о предназначении этого сооружения найти пока не удалось. Может быть публикуемая фотография поможет найти специа-листа, который помог бы восстановить исторически правильное предназначе-ние этого сооружения, тем более, что оно единственное в своем роде хорошо сохранившиеся на берегу Малого моря.
 Оглядев шатровое сооружение, Валентин, подумав сказал: "Я поражаюсь как это могло сохраниться. Это очень старое. Я буду спрашивать у духов, что это такое."
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"