[win][koi][mac]Байкальская земля




РЕКОМЕНДАЦИИ ТУРИСТАМ - ВЫЖИВАНИЕ В ПУСТЫНЕ

 
 Вода - основной фактор для выживания в пустыне. Ежедневно человеку требуется около 1,5-2 литров воды. Несите ее с собой столько, сколько сможете, даже если придется оставить что-либо другое. Лучше не передвигаться в жару, а идти только вечером, ночью или ранним утром. В песчаных дюнах идите по твердому песку, в долине между дюнами или по гребням дюн. Избегайте следования по сайрам в центр долины. В большинстве случаев сайры ведут к временному озеру или засохшему такыру. Юрты с монголами чаще размещаются у подножия гор, а не в центре безводных равнин.
 Сухой воздух, лишенный влаги, быстро обезвоживает организм. Без соответствующего ухода, на губах могут образоваться болезненные трещины, глубокие как раны. Для предохранения кожи лицо все время надо смазывать защитным средством от солнца, питательным кремом или жиром, носить шляпу с широкими полями, использовать защитную повязку на лицо. Лучше всего утоляет жажду натуральная вода без газа. Силы, потерянные в результате обезвоживания, быстро восстанавливаются, если вы попьете воду. Употреблять воду из открытых водоемов не рекомендуется, особенно вблизи поселений. Как правило, в течение одного дня движения на автомобиле около дороги можно встретить источники с родниковой водой или колодцы в руслах сайров. Пейте воды больше, чем необходимо. Не проглатывайте воду залпом. Пейте ее маленькими глотками. Если вода на исходе, пользуйтесь ею лишь для того, чтобы смочить губы. Не используйте воду для мытья из своих запасов, пока не нашли источник. Уменьшить потерю воды, можно экономя силы. Дышите равномерно через нос, не разговаривайте. Воду можно попытаться найти в русле сухого сайра, если неглубоко под поверхностью будет сырой песок. Существуют способы сбора конденсата или росы с травы на восходе солнца куском материи, который затем отжимается. Роса испаряется сразу после восхода солнца.
 Признаки потери жидкости. Сначала появляется жажда и общее недомогание, за которым следует желание замедлить любое движение, и потеря аппетита. Затем начинает одолевать сонливость. Температура тела поднимается и к моменту, когда вы теряете 5 % веса, человек начинает чувствовать тошноту. При потери 6-10 % веса тела, признаки усиливаются: появляется головокружение, головная боль, затрудненное дыхание, дрожание ног и рук, сухость во рту, посинение тела, нарушение речи, потеря способности идти и правильно воспринимать окружение. Воду ничем нельзя заменить. Алкоголь, соленая вода только усиливают обезвоживание организма. Жевательная резинка или камни, находящиеся во рту, могут быть приятной формой отсрочки жажды, однако, они не могут заменить воду и не способствуют поддержанию нормальной температуры тела.
 Защита от солнечных лучей. От прямого солнечного света защищайтесь одеждой с длинными рукавами, большим зонтом, тентом. Носите перчатки и косынки на шее. На остановках желательно прикрывать машину большим куском брезента, тогда салон за время стоянки нагревается меньше. Обеспечить защиту от солнца может глубокое закапывание в песок, это также снизит потерю влаги. Для подготовки такого укрытия необходимо докопаться до прохладного песка. Если есть брезент или одеяло укройте, им вырытое углубление, присыпав края. Обрывы сайров, отвесные стены долин часто имеют расщелины и пещеры, в которых можно укрыться от палящего зноя. Рекомендуется просторная одежда светлых тонов с длинными рукавами. Не следует полностью раздеваться, так как в этом случае пот высыхает быстрее и обезвоживание организма происходит стремительней. Оставайтесь всегда одетыми. Одежда помогает контролировать потоотделение, не позволяет поту испаряться быстро и защищает от возможных солнечных ожогов.
 Гигиена ног. Босиком невозможно идти по раскаленному песку, даже сквозь подошву обуви песок часто обжигает ноги. Необходимо следить, чтобы не образовались болезненные трещины на пятках, по возможности мыть ноги и смазывать их питательным кремом. Избегайте попадания в обувь песка и насекомых. Обязательно периодически вытряхивайте песок из обуви. На отдыхе снимайте обувь и носки. Лучше всего иметь ботинки с подошвой типа "вибрамы", с высокой голяшкой и шнурками. Если обувь пришла в негодность, сделайте башмаки на деревянной подошве или обмотайте ноги какой-нибудь материей.
 Пылевые бури. Особую опасность представляют ураганные ветры, несущие облака пыли и острые мелкие камни, секущие лицо и неприкрытые одеждой части тела. Используйте специальные ветрозащитные очки. Во время песчаных бурь трудно правильно ориентироваться. Если удастся, используйте от ветра укрытия среди неровностей рельефа. Ложитесь на бок спиной к ветру, закрывайте лицо тканью и лежите до конца бури. Не бойтесь быть погребенным под песком. Даже в районах дюн требуются годы, чтобы засыпать мертвого верблюда. Тем не менее, не оставляйте мелких вещей на песке, их быстро заносит песком или их можно случайно затоптать. Фотоаппаратам и видеокамерам противопоказан песок. Во время бури тщательно и герметически запакуйте их от проникновения мелкой пыли. Нельзя оставлять открытой фотоаппаратуру или тем более класть ее хоть на мгновение на землю при таком ветре - "зумы" объективов впоследствии гарантированно перестают работать. При эксплуатации машин при сильном встречном ветре, ветровое стекло автомобилей тускнеют за один сезон. Ветер может достигать 35 метров в секунду. Песок несущийся вместе с ветром работает как наждак. В городе Даланзадгаде можно встретить потрепанные машины с оббитой краской до серого стального основания, как после обработки на пескоструйных установках, это тоже следствие природных песчаных бурь.
 Весной ветры дуют с большим постоянством, утихая лишь на несколько часов ночью. Для защиты приходится использовать любые неровности рельефа, прятаться под стенками обрывов сайров, загораживать от ветра палатки машинами. Днем ветер бывает такой силы, что если неосторожно открыть автомобильную дверку - ее вырывает из рук и с силой распахивает до упора. Чтобы не повредить крепление автомобильных дверей необходимо при остановках разворачиваться к ветру передом машины. Местные жители рассказывают об ураганах такой силы, когда срывает с места юрты, и уносит их вместе с вещами на десятки километров.
 Гроза в степи. Испокон веков степные жители боялись грозы. Грозы в степи отличаются высокой частотой ударов молнии в землю и невозможностью укрыться на открытом степном пространстве. Рекомендуется снять с машин высокие антенны радиостанций, отключить радиостанции и все электроприборы, и отсиживаться в кабинах, не выходя из автомашины под открытое небо.
 Из рекомендаций журнала "ГЕО": "Лучше всего укрываться от грозы в зданиях или в машинах с закрытым верхом, которая хорошо заземляет молнию, действуя как "клетка Фарадея". Если гроза застигла Вас на лоне природы, следует избегать одиноко стоящих деревьев и следить, чтобы Вы не были самой высокой точкой в окрестностях, поскольку именно в неё чаще всего бьёт молния. В тоже время не нужно впадать в другую крайность и ложиться на землю; так мы представляем электрическому току большую поверхность. Не случайно для четвероногих молния представляет более серьёзную угрозу, чем для людей. В наибольшей безопасности вы окажитесь, если сядите на корточки, обхватив ноги руками. Во время грозы в сельской местности лучше не говорить по телефону: молния нередко попадает в натянутые между столбами провода. Не следует кататься во время грозы на лодке или купаться в водоёме, а также оставаться во время грозы на берегу, поскольку молния бьёт не в воду, а в возвышающиеся на её поверхности предметы. Если человек потерял сознание от поражения молнией, его можно спасти с помощью искусственного дыхания в рот". После поражения человека молнией возникает потеря сознания продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток. Пострадавшего транспортируют в строго горизонтальном положении на носилках. Иногда у пораженных молнией людей наблюдается бред, зрительные и слуховые галлюцинации, временная потеря зрения, головная боль, нарушения равновесия. Оказание неотложной помощи необходимо начинать с восстановления дыхания и сердечной деятельности путем проведения искусственной вентиляции легких и закрытого массажа сердца.
 Костер в степи. Для костра в степи используют аргал, сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. Когда нет саксаула, можно вскипятить чай на аргале. Прекрасно горит и дает многоь тепла саксаул. Древисина саксаула никогда не гниет и настолько твердая, что о нее очень скоро тупится топор. Саксауловые ветки не рекомендуется собирать ночью, когда высока вероятность контакта в густом кустарнике с опасными пауками, выходящими на поверхность из своих нор в ночное время.
 Опасные насекомые. В Гоби, в отличие от среднеазиатских пустынь из-за резко-континентального климата значительно меньше змей и скорпионов. Но тем не менее встречаются змеи, скорпионы и ядовитые быстроходные пауки. Если вы спите на песке, рекомендуют раскладывать вокруг спящего человека верблюжью кошму или овчинную веревку, запах которых отпугивает змей и насекомых. Но есть свидетельства очевидцев, что скорпионы свободно переползают через такое препятствие.
 Наиболее надежен ночлег в герметически закрытой палатке или внутри машины, а не земле. При ночлеге на земле, следует по возможности сделать защиту, приподняв место ночлега над землей, например, края брезента, на котором вы спите, растянуть на растяжках и приподнять над землей. Следует помнить, что скорпионы ведут ночной образ жизни и неподвижно лежащего человека не кусают. Чтобы избежать возможного укуса, не следует совать руки в расщелины, под камни, собирать ночью хворост, останавливаться на ночлег вблизи нор грызунов, устраивать ночлег в привходовой части пещеры, где наиболее высока вероятность скопления всевозможных насекомых. Не рекомендуется разбрасывать на ночь вещи по песку, змеи могут заползать в рюкзаки и в открытые палатки. Перед сном встряхивайте постель и внимательно осматривайте внутренность палатки. В случае укуса ядовитой змеей, если нет противозмеиной вакцины, рекомендуется сделать глубокий надрез в месте укуса и отсосать кровь. Симптомы укуса: сильная и продолжительная боль, большой отек в местах укуса, распространяющийся на соседние участки тела, сонливость, судороги и нарушение дыхания. Рекомендуется промывание ранки раствором марганцовки, инъекция новокаина и адреналина, антибиотики. Также следует выпить много горячего и сладкого чая и согреть больного.
 Укус скорпиона. Помогает против укусов скорпиона противокаракуртовая сыворотка. В случае отсутствия противоядия рекомендуется прижечь место укуса в течение 1-2 минут после укуса головками спичек, отсосать кровь, как при укусе змеи, прижечь спиртом. Серьезную опасность для здоровья человека представляет укус черного скорпиона, укус светлого скорпиона не смертелен. Скорпион выходит из своего убежища ночью. Лучше всего не ложиться спать прямо на песок.
 Клещи. Степные клещи могут являться переносчиками опасных инфекционных заболеваний (клещевой энцефалит, болезнь Лайма, клещевой риккетсиоз). В отличие от таежного клеща, степные клещи проявляют более раннею активность и могут представлять опасность уже в апреле. При укусе в кровь человека переносится вирус клещевого энцефалита - заболевания, протекающего с поражением нервной системы с чрезвычайно высоким уровнем летальности, достигающим 40%. Передвижение клеща по телу человека и его присасывание не ощущаются, чаще обнаруживается уже присосавшийся клещ, по внешнему виду которого невозможно определить, зараженный он или нет. В большинстве случаев заражены вирусом около 2-5 % клещей. Изучение клещей в Монголии до настоящего времени не велось. Лаборатории экспресс-анализа клещей в Улаанбаатаре нет, учет укушенных и пострадавших не ведется. Вакцина против клещевого боррелиоза пока не разработана. Поэтому основное внимание необходимо уделять профилактике в зараженных местах - частым осмотрам одежды и тела.
 В легких случаях после укуса может отмечаться только повышение температуры. Болезнь проявляется обычно через 5-30 дней после присасывания клеща, но чаще через 10-14 дней. Наиболее эффективное средство профилактики - прививки против клещевого энцефалита, которые необходимо сделать заблаговременно, в ноябре - марте, не менее чем за 44 дня до даты выезда. Прививки не гарантируют полной защиты от заражения энцефалитом, но значительно облегчают протекание болезни. В случае отсутствия прививки необходимо вводить противоклещевой иммуноглобулин в первые три дня после укуса в специальных лабораториях. Брать в путешествие ампулы иммуноглобулина для уколов в случае укуса медики не рекомендуют, так как для хранения ампул с лекарством требуется жесткое соблюдение условий хранения при температуре от +2 °С до +8 °С. Иммуноглобулин получают из плазмы крови, содержащей специфические антитела к вирусу КЭ.
 Если клещ присосался, нужно смазать его маслом, жиром, керосином или накрыть его открытым флаконом с водой на 10-15 мин, чтобы закрыть дыхальце клеща, дождаться, пока он задохнется, после чего осторожными раскачивающими движениями извлечь его из тела. Не рекомендуется интенсивно прижигать его одеколоном или спиртом, это может привести к гибели и высыханию клеща, что осложнит его удаление. Имея навыки, можно удалить клеща ниткой, сделав петлю и растягивая нитки в разные стороны. Затем медленными движениями раскачивают клеща и вытаскивают. Рану обрабатывают йодом или спиртом. Руки промывают с мылом.
 
 Из книги И.А. Ефремова "Дорога ветров". "С наступлением жарких дней в изобилии появилась пустынная "нечесть" - скорпионы и фаланги. Особенно мерзко выглядели фаланги или сольпуги - быстроходные пауки на высоких ногах, с упорным пристальным взглядом больших глаз и мохнатым, с мизинец величиной туловищем. Естественное отвращение, которое испытывает каждый человек к паукам, усиливалось ещё тем, что скорпионы и фаланги лезли в палатки преимущественно ночью и бегали по постелям. Весь народ, включая начальника экспедиции, был сильно деморализован гнусными паукообразными".
 
 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНГОЛИЮ
 
 Для проезда в Монголию российским гражданам необходима монгольская виза в заграничном паспорте и международные водительские права. Получить визу в Монголию можно в Генеральном консульстве Монголии в гг. Улан-Удэ и Иркутск. Для получения визы необходима 1 фотография в монгольское консульство, заграничный паспорт и приглашение из Монголии. Получить самостоятельно визу, если есть приглашение от знакомых в Монголии, в консульстве Монголии можно за $27, через туристическую фирму оформление визы будет стоить $55. Стоимость одноразовой визы - $25, многократной - $65-130. Оплата удваивается, если виза оформляется в течение одного дня.
 Срок получения обычной визы 7 дней. Российские водительские права действительны в Монголии. Каких либо ограничений на передвижение по стране нет. На территории Монголии при путешествии свыше 30 дней необходима регистрация в паспортном отделе одного из полицейских участков на маршруте. При путешествии по визе до 30 дней такая отметка не требуется. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться автомобилисты, - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Приближаясь к границе с Китаем, надо иметь в виду, что нахождение в пограничной зоне требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин.
 Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат. Пользование автомобильными рациями (27 Мгц) не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет). Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне.
 Бензин Аи-92 есть на всех центральных автозаправочных станциях, Аи-95 только в Улан-Баторе. Дизельное топливо везде, в удаленных районах только Аи-72. Рекомендуется иметь по 2 резервных канистры на автомобиль для поездок в Гоби. Обязательно поменяйте на границе или в Улан-Баторе доллары на тугрики - сделать это на бензозаправочных станциях невозможно. Буксировочный фал или трос должен быть длинным. Два запасных колеса на дисках и две запасных камеры (часты проколы на бездорожье об острые корни саксаулов и камни). Кувалда и уголок для разбортовки колес. Удобны кожаные водительские перчатки. Запасные ключи от машины с брелком сигнализации. Запасные резиновые хомуты для крепежа выхлопной трубы. Холодная сварка для устранения течи из радиатора или топливного бака. Дополнительные фары для езды ночью и запасные лампочки к ним, предохранители и реле. Заднее сиденье снять (если в машине два пассажира). Центровка нижняя - на багажнике кузова только легкие предметы. Опасна при скорости колея на гравийных дорогах, со мной было уже два случая переворота на машинах в Монголии. При первых признаках заноса машины снижайте скорость. Перед дорогой проверьте работоспособность прикуривателя для подключения раций и GPS. Компас на каждую машину и бинокль. Линейка и лупа для штурмана. Запас воды - 1 канистра по 20 л. и 1 ящик байкальской воды. Расход воды с приготовлением пищи в сутки на 1 человека примерно 3 литра. Воду в монгольских бутылках с родниковой водой "Вояж" можно купить в любом киоске вдоль трассы. У каждого фонарик, запасная лампочка и батарейки. Удобен светодиодный налобный фонарик. При наличие таких фонариков у каждого члена команды можно обойтись без электрического генератора. У экипажа машины должны быть раскладные стульчики или шезлонги. Раскладной стол и клеенчатая скатерть на него. Одноразовая пластмассовая посуда поможет сэкономить воду и время. После лагеря не оставляйте никаких следов, если нет возможности увезти мусор с собой, сжигайте его и закапывайте. Пляжный раскладной зонт для ужина в дождь. Зонты и полиэтиленовые плащ-накидки. Гигиена ног и лица - увлажняющие кремы и обязательно защитные от солнца, крем для ног. Глазные капли для промывки глаз от соринок. Облепиховое масло для увлажнения ноздрей носа. Запасные солнцезащитные очки, платок на шею, головной убор с широкими полями. Рубашки с длинными рукавами для защиты от солнца. Берите больше маек, чтобы менять их через день. На пыльной дороге они к вечеру становятся неопределенного серого цвета. Марлевая повязка от пыли и ветрозащитные очки от песка, лучше фирменные для американских военных для войны в пустыне. Удобны шорты, но в них обгорают ноги. Запасные сандали. По одному металлическому тэрмосу на машину. Летом, в жару, прекрасно зарекомендовали себя арбузы и "Байкальское молоко" в тетрапаке. Полиэтиленовые мешки для мусора в машине. Удобно: установить держатель для стакана на передней панели для водителя. Полезно иметь на ремне чехол с маленьким швейцарским ножиком. Защита от пыли фото и видео аппаратуры: обязательно герметические чехлы, особенно для цифровых фотоаппаратов. Нельзя оставлять фотоаппаратуру открытой на сиденье автомобиля во время движения - много пыли. Запасные крышки на фотообъективы. Мелкие сувениры для монголов: сигареты, шариковые ручки и блокноты детям.
 В дальнее путешествие по монгольскому бездорожью, особенно в жаркие и безводные районы южной части Монголии, лучше готовиться основательно, рассчитывая на полную автономию и отсутствие какой-либо возможной помощи со стороны. При поездке по асфальтированным дорогам, например, от Улан-Удэ до Улан-Батора или Арвайхээра, достаточно взять с собой только деньги: бензозаправочные станции, турбазы, гуанзы (позные) и кафе есть вдоль всей трассы.
 Проблемы возникают при значительном удалении от оживленных дорог. Первое к чему надо быть готовым - это отсутствие бензина Аи-93 и дизельного топлива на значительном удалении от Улан-Батора. Можно рекомендовать взять из России несколько канистр с высокооктановым бензином типа Аи-96, чтобы смешивать его с Аи-72, который, как правило, есть на большинстве автозаправочных станций. Обязательно нужны запасные канистры с бензином, в баке бензина часто не хватает, чтобы доехать до следующей бензозаправочной станции. В Улан-Баторе продаются карты автомобильных дорог с указанием автозаправочных станций. Такая карта помогает планировать маршрут.
 Следующая по значимости проблема, с которой сталкиваются путешественники, это выбор правильного направления движения. Дорог в степи превеликое множество, часто они расходятся веером и в конечном итоге просто теряются на каменистой почве. Для ориентирования обязательно необходимы компас, GPS (система определения координат), бинокль, топографические карты, желательно на монгольском языке, русско-монгольский разговорник или словарь. Географические карты с русскими и английскими названиями местные жители часто просто не понимают. Монгольские 5-ти километровые топографические карты по $4,5 за лист свободно продаются в центральном универмаге Улан-Батора.
 Путешествовать на одной машине по безводным районам довольно безрассудно. Оптимально количество машин - 2. При движении нескольких машин есть вероятность потерять друг друга. Ехать на прямой видимости друг за другом из-за пыли и несогласованных остановок не всегда получается. Иногда это печально заканчивается потерей одной из машин. Подобный случай произошел однажды с иркутскими автотуристами в монгольской степи. В одной машине были все продукты и вода, в другой - пассажиры с детьми. Машины встретились: только в Иркутске!
 Для безопасности путешествия необходима полная автономия каждой машины - запас бензина, воды, продуктов, теплых вещей и т.д. В своих путешествиях мы придерживаемся золотого правила - на каждой развилке дорог впереди идущая машина, останавливается и ждет, идущую следом. Неоднократно нас выручали радиостанции, которые на время путешествия по Монголии, устанавливаются на каждую машину. Даже при полной потере радиосвязи и незапланированном расхождении машин на 20-30 км, последующие поиски друг друга облегчались, когда радиосвязь восстанавливалась.
 Особенности резко-континентального климата, жара днем и холод ночью, легче переносить, когда предусмотрительно взяты с собой, например, такие вещи как солнечные очки, шляпа с широкими полями, нашейный платок от солнца, крем от загара, увлажняющий крем для губ и рук и теплый спальник на ночь. Для утоления жажды лучше всего подходит негазированная, натуральная вода, типа "Байкальской", в пластиковых бутылках и соки. Несмотря на обширные, безводные местности довольно часто встречаются родники или колодцы с достаточно качественной водой, которую можно пить без кипячения. Такую воду мы разливали в освободившиеся пластиковые бутылки, предварительно оторвав наклейки, чтобы бутылки с фабричной "фирменной" водой не перепутывались с водой взятой из неизвестного источника. Иногда приятно подмешивать в воду натуральный сок.
 Экспедиционное снаряжение комплектуется по индивидуальному вкусу и бывает достаточно разнообразным. Кому-то нравится спать на надувном матрасе на земле, другому - на раскладываемых сиденьях автомобиля. Однако, есть вещи, которые полезны всем в таких путешествиях. Очень выручает переносной генератор переменного тока, который обеспечивает электрическое освещение лагеря вечером и подзарядку аккумуляторов видеокамер. Газовые печки незаменимы в степи, где нет топлива. Прекрасное топливо саксаул. Можно использовать и засохший на солнце аргал. Он достаточно хорошо горит и на его огне можно кипятить воду.
 Раскладные стульчики и столы делают пребывание в полевом лагере более комфортным. Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски для песка и грязи, облегчают прохождение сложных участков. При езде по бездорожью представляют опасность для колес песчаные кочки с корнями саксаула, торчащими из земли наподобие стальных лезвий, легко распарывающих покрышки колес. Обязательно нужны запасные камеры и ремонтный набор для вулканизации камер или ремонта бескамерных шин.
 Отремонтировать "УАЗик" можно в большинстве населенных пунктов, иномарку на специализированных СТО в Улан-Баторе. В целом монголы доброжелательны и всегда охотно помогают в случае необходимости. В большинстве посещаемых мест есть туристические базы из войлочных юрт, можно иногда ночевать на этих турбазах. Путешествие по Монголии на своем автомобиле достойная альтернатива отдыху на Байкале.
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"