[win][koi][mac]Байкальская земля




УЛАН-БАТОР: СМЕШЕНИЕ ЭПОХ И СТИЛЕЙ

 
 И. Верхозин, май 2004 г.
 Прием в Монголии: турфирма AR Mongol Travel, Room 301, Peace Bridge hotel Chinggis Khaan ave, Khan-Uul district Ulanbaatar-36, Mongolia. Тел: 976-11-344-789. Факс: 976-11-344-778. E-mail: ar_mongol_travel@magicnet.mn.
 
 Махнуть на выходные на автомобиле в столицу соседнего государства? Нет ничего проще! Мы бросили в редакционный Focus дорожную сумку, буксирный трос и две бутылки дешевой водки - как универсальное средство решения возможных дорожных проблем, залили полный бак бензина, обнулили счетчик суточного пробега и взяли курс на юг - на Улан-Батор.
 
 "НА МАШИНЕ НАДЕЖНЕЙ"
 Вообще-то в столицу Монголии можно попасть и самолетом (рейсы из Иркутска 4 раза в неделю, в полете -- 1,5 часа, билет эконом-класса в одну сторону - $107) и на поезде (каждый день в 9.30, время в пути --30 часов.). Но мы бы изменили своему журналистскому долгу, если бы воспользовались этими, слишком уж "гражданскими" вариантами. На машине романтичней! Ведь Монголия единственная для нас страна, куда запросто можно съездить на автомобиле: вcя остальная заграница либо очень далеко (Европа), либо недоступна для "своих колес" в силу таможенных правил (Китай и прочая Азия), либо отделена океанами (весь остальной мир).
 Старт был назначен на 10.00 -- с утра я еще успел доделать кое-какие дела на работе - с таким расчетом, чтобы поздно вечером быть уже в Улан-Баторе. Учитывая, что предстояло пройти 1015 километров и потерять как минимум пару часов на таможне, вариант хоть и трудный, но вполне выполнимый. Если не будет сюрпризов.
 А они начались, едва мы проехали Шелехов. Слюдянский перевал оказался в зоне мощного снегопада, а так как температура воздуха была в районе 4 градусов тепла, то в лучшем случае нам приходилось преодолевать залежи мокрого снега, с бомбардировкой по днищу автомобиля, в худшем -- идти через участки сплошного гололеда. На летней резине. Благо, такие отрезки были непродолжительны и на общем времени "прохождения дистанции" не сказались -- через два часа прошли Байкальск, а в 15.20 оставили слева от себя Улан-Удэ. Несмотря на то, что время было показано неплохое (обычно путь до столицы Бурятии занимает не менее 6 часов), удовольствия дорога не доставила -- сплошные ямы и колдобины, да километры "ступняка". Перед поездкой, как возможный транспорт, рассматривалось два "ходовых" варианта - Ford Focus и Mitsubishi Diamante. Интуитивно я склонялся ко второму, но журналистский долг пересилил -- был выбран Focus, находящийся у нас на длительном тесте. О чем впоследствии я ни разу не пожалел. Во-первых, более упругая и высокая подвеска Focus`a позволяла проходить участки ступняка (а он составляет едва ли не половину дороги до Улан-Удэ) с ходу, не боясь зацепиться при раскачке днищем за асфальт. Во-вторых, левое расположение руля дает возможность смелее идти на обгон многочисленных фур. В-третьих, динамики Focus`a вполне хватало, чтобы на более-менее прямых участках поддерживать скорость 120-150 км/час. При прохождении связки поворотов можно было запросто почувствовать себя Ричардом Бернсом или Карлосом Сайнсом - в таких режимах Ford дарил удовольствие от вождения. Единственное слабое место -
 разгонная динамика в режиме 80-120 км/час при крутом подъеме. Стоило
 здесь притормозить, как обратно скорость Focus набирал неохотно. Впрочем, не исключаю в этом субъективный момент. Более привычный мне в таких режимах Diamante весело откликался даже на легкую игру с педалью газа, Focus же требовал активного педалирования и отключения over-drive. Тем не менее за все более чем две тысячи километров пути нас не удалось обойти ни одному автомобилю.
 Поведение Focus`а в этом путешествии - не тема данного материала. Придет время, мы поговорим о нем подробнее в нашем традиционном отчете в рубрике "Длительный тест". Чтобы закрыть тему, скажу, что в течение всего путешествия он обращал на себя внимание только со стороны окружающих. Так, на монгольском таможенном посту едва ли не весь мужской персонал вывалил посмотреть на неведому машинку (похоже, наш Focus был первым в Монголии). Когда монгольские таможенники вдоволь налюбовались салоном, багажником и мотором, последовал вопрос
 - Чье производство?
 - Россия! - ответ поверг монголов, привыкших к несколько другим русским машинам, в ступор.
 Дорога между Улан-Удэ и Гусиноозерском (90 км) - лучший российский участок маршрута. Просматривающаяся на много километров вперед прямая, хороший асфальт временами позволяли разгоняться до 170 км/час. Правда, перед самим городом шоссе на реконструкции - приходится ехать параллельным курсом по отличной гравийке (получше иных асфальтовых участков). В Гусиноозерске (это примерно половина пути) мы провели "дозаправку" - здесь расположена единственная на всем пути от Шелехова до Улан-Батора АЗС ("Бурятнефтепродукта"), где был 95-й бензин. Едва справа остается живописное Гусиное озеро, как полотно резко сужается (иногда до ширины чуть более полосы), машин уже почти не встречается, а сама дорога представляет собой какую-то смесь бетона со щебенкой, обильно сдобренную ямами. Но так как время нас поджимало - боялись не успеть до закрытия таможенного поста (вообще-то он закрывается в 19.30, но неизвестно, сколько времени могут занять таможенные формальности), то дорожными условиями пришлось пренебречь. В итоге на таможенном терминале (без всякого преувеличения - новый таможенный комплекс на фоне убогого кяхтинского пейзажа выглядит впечатляюще) мы были в 17.40, потратив на 665 российских километров пути без 20 минут 8 часов.
 
 ТАМОЖНЯ
 
 Прохождение таможни - 400 метров от въездных ворот до выездных --самый тяжелый, нудный и противный участок пути. Автору материала много раз доводилось проходить пограничные формальности, но впервые они выглядели столь тягостно. Так как на автомобильном переходе нет "зеленого" коридора, пришлось заполнить кучу формальных бумажек, потратив на все про все полчаса. Очереди ни в одном из рядов -- грузовиков, микроавтобусов и легковых (все они идут параллельными потоками) почти нет (перед нами стояло только две машины), но так как преобладающих здесь монгольских челноков в силу какого-то давнего конфликта усиленно шмонают, тянется процедура слишком медленно. К нашей машине особого интереса не было, все формальности заняли 10 минут, но в общей сложности на российской стороне мы протолкались с полтора часа. Да еще полчаса заняли формальности на монгольской границе. Здесь другая беда - нужно бегать по кабинетам - регистрировать автомобиль (монгольский начальник пожаловался, что русские въезжают на машине, продают ее, а домой возвращаются другим транспортом).
 
 ДРУГАЯ ЗАГРАНИЦА
 
 В отличие от всех прочих "заграниц", которые мне до сих пор посчастливилось посетить, за выездными воротами монгольской таможни жизнь резко не меняется. Над приграничным поселком Алтанбулаг прямо-таки нависает полуразрушенная кяхтинская церковь с характерной "совковой" кочегаркой. Сам деревенский пейзаж мало отличается от российского, ни считая того, что во дворах кое-где появились юрты. Первой картиной, что мы увидели сразу за воротами, была драка между монгольскими таксистами на постыдного вида "Жигулях", промышляющими на перевозке челноков через границу (пешеходный переход здесь невозможен). Тут же, прямо на обочине, сладко спал какой-то уставший кочевник. А первым человеком, с которым довелось пообщаться, был меняла у здания "Банка" (больше напоминающего райцентровское сельпо), который ровно через каждое слово, как заклинание, повторял одно и то же российское определение: "Брат, б:, меняй рубли, б:, тугрики, б:".
 Впрочем, едва выехав из пограничной деревеньки, мы почувствовали, как чудесным образом резко поменялся пейзаж - если по ту сторону границы дорогу окружал холмистый сосновый лес, то теперь на многие километры вокруг расстилалась голая песчаная степь с отдаленными сопками. Учитывая, что при этом нет никаких намеков на присутствие жизни (Монголия, как известно, самая малонаселенная страна мира), можно запросто вообразить себя где-нибудь на Луне. И только великолепного качества, как будто уложенный вчера, асфальт, километровые столбы (которые переехали на левую сторону) да редкие дорожные знаки говорят, что этот мир обитаем.
 Но расслабляться не стоит - вы не на европейском автобане. Вот прямо перед носом невесть откуда вырос огромный булыжник - маневр получился, как в рекламном ролике. А вот здесь я среагировать не успел - издалека это казалось полоской песка на асфальте, на деле - покрытие просто сняли на всю ширину дороги. От удара едва зубы не скрошились, но Focus выдержал. Когда мы проехали второй по величине город Монголии Дархан (130 000 жителей), стало темнеть, и скорость пришлось снизить из-за постоянно слепящих фарами дальнобойщиков. В Улан-Батор мы въехали в 23.30. Дорога плавно перешла в главный проспект монгольской столицы, что облегчило нам поиски отеля. Проехав город с севера на юг и составив о нем первое впечатление, мы вернулись на исходную - к первой гостинице, которую заприметили еще на въезде. Позже она нам так понравилась (и не в последнюю очередь низкими ценами), что мы отказались от забронированного отеля в центре города. Спать!
 
 УЛАН-БАТОР
 
 Такое состояние бывает только после хорошей пьянки или дальней дороги - просыпаешься и еще какое-то время не можешь понять - где это я? В столице Монголии! Окна нашего номера выходят на центральный проспект Мира, по которому в окружении корейских маршруток ползет троллейбус советского типа. Картина почти родная, если не принимать во внимание, что общественный транспорт выглядит так, как будто не знал ремонта еще со времен Чингисхана.
 Ориентироваться в Улан-Баторе очень легко, так как вся жизнь здесь крутится вокруг протянувшейся с севера на юг на 30 километров главной магистрали. Не заблудишься! Окна нашего отеля с одной стороны выходили на все тот же проспект Мира, а с другой - на пустырь и промзону. В самом центре города огромная (сопоставимая с нашей Красной) площадь Сухэ-Батора с памятником вождю монгольской революции, неработающим мавзолеем и громадным, величиной с целый квартал, "Серым домом".
 Говорить об архитектурном облике Улан-Батора сложно - уж слишком много здесь перемешано: и суперсовременные небоскребы, построенные в последние годы китайцами, корейцами и японцами (эти три страны по объему инвестиций оттеснили русских на 4-е место), и убогие юрточные поселки, которые облепили город со всех сторон. Все это мирно уживается - за роскошным зданием в центре могут прятаться налепленные друг на друга жилища кочевников. Но все же большая видимая часть города - это советская стилистика во всех ее проявлениях: сталинский помпезный ампир, комсомольский самострой, микрорайоны хрущевок и безвкусица девятиэтажек. Все это объединяет одно - ужасное состояние фасадов, которые выглядят так, как будто главное бедствие города -- густые метеоритные дожди. Если же говорить всерьез, то большее бедствие здесь пыльные бури-- город стоит в степи, растительности мало, а осадки редки. В последние годы мэрия Улан-Батора делает многое по озеленению и ирригации города (в эти дни наблюдалось что-то вроде нашего субботника), но природа свои позиции не сдает.
 Два полюса Улан-Батора - юрточные поселки и жилье "новых монгол". В самой юрте (по крайней мере той, куда нас пригласили) чисто и ухожено, есть холодильник, электроплита и телевизор (весь Улан-Батор опутан сетью кабельного телевидения, поэтому даже в юрте можно смотреть пять десятков каналов, в том числе 9 российских). Во дворе несколько капитальных, но очень примитивных построек, выполняющих, по-видимому, хозяйственные функции. Огорода, естественно, нет - на земле монголы не работают. Туалет примитивный и крайне небольшого размера - даже непонятно, как там может поместиться человек: наши дачные сортиры по сравнению с ним выглядят просто дворцами. Совершенно также непонятно, как молодые занимаются любовью - как правило, в юрте живут сразу два поколения монгол. И уж совсем неясно, как обходятся люди без воды (водопровода и привычных в нашей глубинке колодцев нет), тем более что после исхода русских в городе нет общественных бань. Проезд по улицам юрточного поселка возможен только на настоящем джипе (наш Ford в качестве средства передвижения был отвергнут, даже на Land Cruiser 70 мы пробивались с трудом, да еще нас пытались атаковать камнями чумазые пацаны) - здесь нет даже намека на дорогу, просто пространство между заборами. И не сказать, что в юртах живут какие-нибудь "староверы" - к примеру, в той семье, где побывали мы, молодая хозяйка преподает японский язык в частной школе.
 Юрта -- самое доступное жилье, ее можно купить за $1000-1500 и поставить, где заблагорассудится (правда, электричество в юрточных районах есть далеко не везде). Благоустроенное жилье у монгол считается роскошью, стоимость двухкомнатной квартиры - примерно $20000, при доходах меньше среднероссийских это очень дорого.
 Жилье "новых монгол" как минимум в 100 раз дороже юрты (приличный трехуровневый таунхаус оценивается от $130 000). Здесь мы ничего нового для себя не увидели: обычный потребительский набор - 3 этажа, 2 санузла, сауна, гараж. Правда, бросается в глаза низкое качество отделки: все же строительство -- новое дело для монгол - это не юрту ставить, в полтора часа не уложишься.
 Дома "новых монгол" стоят от $130 000 до 200 000.
 
 ЗАБЫТАЯ СТРАНА
 
 Сами монголы - одни из немногих людей на планете, которых не испортила цивилизация: честные, открытые, доброжелательные. Впервые по отношению к туристам я видел такую патологическую честность: таксисты или официанты отсчитывали сдачу вплоть до копеек - чаевые здесь еще не приняты.
 Прелести туризма в Монголии - исторических, культурных, этнографических и экологических достопримечательностей (в силу краткосрочности визита познакомиться мы смогли только с дацаном Гандан и музеем истории Монголии) здесь более чем достаточно. Улан-Батор, который связан прямыми авиарейсами с Берлином, Москвой, Пекином, Сеулом и Токио, служит перевалочной базой - чтобы увидеть что-то интересное, надо ехать вглубь страны. В самой столице классных отелей больше, чем в Иркутске: 4 четырехзвездочных и два десятка трехзвездочных (в некоторых из них мы побывали и смогли убедиться -уровень сервиса здесь сопоставим с европейским). Много хороших ресторанов. И все это очень недорого (курс тугрика к рублю 1/40, поэтому все цены я сразу буду приводить к привычному нам исчислению). Так за обычный номер в Tokyo hotel мы платили 625 руб., а переехав в двухкомнатный люкс - 1000 руб. за двоих, плюс 50 руб. за пользование подземным гаражом. Шведский стол без ограничения количества подходов в стильном ресторане "Сеул" без напитков стоил 295 руб, в более демократичном Chinggis restaurant 195 руб и уже с напитками. Меню - обычное европейское (о монгольской кухне можно говорить достаточно условно, да и в Улан-Баторе ее не найдешь - надо ехать в глубинку). Удивительно, но монгольский "общепит" любят российские звезды - так едва ли не в каждом заведении висело фото Киркорова в обнимку с хозяином.
 Иностранных туристов в Монголии много - в прошлом году было свыше 200 тысяч. Но только не русских. Мы позабыли о стране, которую не так давно сами и построили (массовый исход русских 15 лет назад позволил в какой-то мере решить в Улан-Баторе жилищную проблему, ведь от нас остались целые автономные - за забором - жилые кварталы с полной инфраструктурой). Сегодня в России просто не продают туры в Монголию, перелопатив весь Internet, я нашел лишь парочку "живых" статей российских журналистов, а гид в Музее истории сказала, что последний раз экскурсию на русском проводила два года назад. Из 800 туристов, которые в прошлом году приняла обслуживавшая нас монгольская турфирма, русских было двое - москвичи, приехавшие порыбачить на Хубсугул.
 Несмотря на невзрачный облик, Улан-Батор все-таки столичный город: даже в 12 часов ночи на дорогах и улицах здесь оживленно, много стильно одетой молодежи, ночных клубов, караоке-баров и дискотек, где в живую поют местные звезды. И огромное количество уютных пивбаров с собственными пивоварнями - сюда стоит приехать, чтобы просто попить классного пивка. Благо, любовь к монгольскому пиву у коренных иркутян заложена на подсознательном уровне, вспомним: монгольское "Боргио" когда-то было единственным доступным для нас качественным хмельным напитком. Один из пивбаров - Ismus вошел даже в мировые туристические анналы - как единственное место на планете, где установлена настоящая статуя Сталина. Ранее она стояла у здания Государственной библиотеки (имени Сталина, конечно), после крушения культа личности каким-то чудом сохранилась, а с расцветом частной собственности оказалась востребована.
 Можно найти и кое-что поромантичней: есть в Улан-Баторе и неплохой стриптиз, а в любом караоке-баре или на дискотеке можно "подружиться" с красивой монголкой - за деньги (от 250 до 1500 рублей) или просто за любовь, чего уже, наверное, не встретишь нигде на планете (а мне такой случай известен из первых уст). В ночном клубе Marko Polo ночь напролет танцуют голые женщины, причем не на сцене, а непосредственно в зале, среди клиентов. Выглядит эффектно, тем более, что монголки, по-моему мнению, самые красивые из азиаток. За дополнительную плату возможны и дополнительные услуги - без ограничений.
 
 АВТОРЫНОК
 
 По количеству дилеров Улан-Батор вполне сопоставим с Иркутском - представлены Toyota, Nissan, Huyndai, Mitsubishi, Mercedes, Suzuki, Ford, Renault и Skoda. Правда, сколько-нибудь серьезными объемами продаж - несколько десятков - может похвастаться только первая пятерка, у остальных счет на единицы. Новая дилерская машина в Монголии - это в 9 случаях из 10 внедорожник (многие, к примеру, Ford, других "кузовов" не поставляют). Хитов продаж три - Toyota Land Cruiser 100 VX ($62 000), Huynday Terracan ($20 000) и Kia Sorento ($23 000). Цены, как видим, на 10-30% дешевле, чем в России, чему способствует таможенная политика государства - с заводской цены взимается 5% таможенного платежа плюс 15% НДС, да разовый сбор в 500 долларов (на second-hand все то же самое, только сбор составляет 1500 долларов).
 В салонах дилеров тихо и прохладно - новая машина большинству монголов не по карману (даже у самых успешных продажи исчисляются сотней машин в год) - зато в автомобильном квартале на юге Улан-Батора жизнь кипит вовсю. В одном районе сосредоточены все местные автомобильные структуры - рынок запчастей и автомобилей, поделенных на сектора (джипы, Япония, Корея, корейские микроавтобусы и грузовики, ЗИЛ), а также многочисленные сервисы, переоборудованные из автомобильных боксов, где в качестве главного инструмента используется молоток и разводной ключ. Все это напоминает иркутский авторынок 10-летней давности, в эпоху зарождения автомобильного бума.
 
 НЕКОТОРЫЕ ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛИ SECOND-HAND В УЛАН-БАТОРЕ (в $)
 
 Toyota Land Cruiser 80 VX 4,2 disel - 1994 - 11 000
 Toyota Land Cruiser 80 VX 4,2 disel - 1996 - 16 000
 Mercedes Gelandewagen 320 - 1995 - 26 000
 Nissan Patrol - 1999 - 30 000
 Toyota Mark II, 2,0 Grande - 1994 - 4200
 Kia Sorento - 2002 - 17000
 Toyota RAV4 3 door - 1995 - 6500
 Toyota RAV4 5 door - 1995 - 8500
 
 Личный транспорт в Улан-Баторе лет десять назад был большой редкостью - уж слишком бедно жили монголы, но сейчас произошел настоящий прорыв. По уровню автомобилизации монгольскую столицу можно сравнить с Иркутском - как образно выразился наш гид, "машины есть у всех нормальных". "Ненормальные", видимо, ездят на такси - их здесь, похоже, больше, чем пешеходов. Причем каждый таксопарк имеет собственный цвет машин: самый крупный -- желтый, есть синие, серые, бордовые и даже зеленые. Все - исключительно корейские, преимущественно Hyunday Accent. А по стоимости проезда Улан-Батор можно признать самым недорогим среди всех столиц мира - 5 руб./км.
 Улан-Батор -- город сравнительно молодой, места в Монголии много, поэтому магистральные улицы строились с размахом - по 3 полосы в каждом направлении. Но пробки, пусть не такие глобальные, как в других столицах, здесь обыденное явление.
 Каких-то отличительных особенностей в структуре потока нет - засилье японского и корейского second-hand, очень много джипов (каждый монгол, как несколько лет назад мечтал о лошади, теперь спит и видит себя на внедорожнике, вот только далеко не каждому он по карману). Корейцев даже побольше, чем в Иркутске. Редкость - машины из Европы. Раньше их гнали из России, но лет пять назад, когда наши таможенные правила были ужесточены, поток автомобилей из Германии полностью иссяк. Зато налажены поставки из Японии: когда-то они шли из Владивостока, теперь отработан прямой путь - контейнерами через Китай. Российских машин почти нет, если не считать грузовики и УАЗики - здесь наши неприхотливые машины вне конкуренции.
 Так как автомобилизация монголов произошла быстро и стремительно, то говорить о культуре поведения на дорогах не приходится: пешеходов не пропускают, поворотники не включают, а за три дня подрезали меня больше, чем за все 10 лет водительского стажа. Тому, может быть, способствуют мягкие штрафы - они примерно такие же, как в России. Вот только за "н/с" сразу отбирают "права" - в зависимости от степени опьянения -- на 6 месяцев, на год или два. Автомобиль без вмятин здесь все равно что конь без седла - значит необъезженный. В отличие от трассы (впрочем, по признанию монголов, дорога Алтанбулаг-Улан-Батор единственная в стране - других нет), асфальт в городе (за редким исключением) отвратительного качества: как будто уплотняли его не катком, а прогнав стадо верблюдов.
 
 SHOPPING
 
 Несмотря на не очень-то развитую торговую сеть, в Улан-Баторе есть что купить. Обычно отсюда везут ковры (полотно 4х5 стоит $80-100), кожу (куртки $20-40, перчатки $4), изделия из кашемира и верблюжьей шерсти, бытовую технику (цены на 10-20% ниже, чем в России), автомобильные аксессуары (богатейший в Азии выбор предлагает компания ZicZag).
 Перво-наперво стоит посетить центральный рынок Улан-Батора - смешение старого иркутского продовольственного рынка с "Шанхаем". Любопытно, что китайскими товарами здесь торгуют монгольские челноки, которые с помощью полиции вытеснили китайских конкурентов. Самые обильные ряды - мясные: ведь страна животноводческая (правда, в голове не укладывается, как в государстве, где каждый второй скотовод, при социализме были талоны на мясо и масло). В продаже баранина, говядина и конина - от 30 до 45 рублей. А вот свинину монголы хоть и едят, но не производят - ведь хрюшки не пасутся в степи. Остальной ассортимент сопоставим с иркутским, если не считать того, что очень куцые овощные и фруктовые ряды и почти нет рыбы (к ней монголы тоже не приучены, хотя в Хубсугуле ее можно ловить руками).
 На выходе с рынка другой базар - маршруточников. Направление движения здесь принято выкрикивать (табличек нет), поэтому гвалт стоит неимоверный.
 Почти вся розничная торговля сосредоточена в супермаркетах (хотя во множестве еще остались киоски-бойницы, такие у нас исчезли еще лет 10 назад). Ассортимент почти тот же, что и в Иркутске - вплоть до кедровской водки и мороженого "Ангария", с поправкой на монгольскую специфику. Несмотря на богатейший ассортимент, местных продуктов (кроме недорогой водки Archi - от 45 рублей за поллитра), почти нет - все привозное: Coca-Cola, J7, Pringls и прочий колониальный товар. Как и в главном универмаге - японские телевизоры, корейская косметика и мебель, китайский трикотаж. Любопытно - книги, журналы, DVD (мы не удержались - купили несколько свежих релизов, в Иркутске к тому времени этих фильмов еще не было) - российские. Правда, молодежь к "великому и могучему" охладела, а вот люди старше 40 почти все свободно на нем говорят.
 
 ДОРОГА ДОМОЙ
 
 Говорят, что дорога домой короче, но у нас все получилось наоборот. Едва выехав из Улан-Батора, мы попали в полосу мощного циклона - с гололедом, обильным снегопадом и нулевой видимостью. И это в мае.
 Моя спутница не на шутку испугалась и мне не оставалось сделать ничего другого, как поправить в бейсболку и произнести что-то вроде "Ты знаешь, этот галстук мне не идет". Благо, что это длилось всего километров 50 (но на них на летней резине мы потратили полтора часа), после чего вновь наступила весна. По хорошей дороге мы быстро нагнали упущенное время и достигли пограничного перехода за плановые 4 часа. И встали намертво. Парадокс, но при практически полном отсутствии машин мы простояли на одном месте с монгольской стороны без малого пять часов. А все потому, что непонятно по какой причине (мы сделали соответствующий запрос в Государственный таможенный комитет России) российская сторона легковые автомобили не впускала. Когда все-таки машины пошли, все формальности заняли 10 минут. Бардак - при плановой проходимости 500 машин в день за полдня прошло в лучшем случае 10 автомобилей. И по свидетельству многочисленных очевидцев здесь это - в порядке вещей.
 Немного скрасило впечатление наличие магазина Duty Free на монгольской таможне - качественный алкоголь здесь можно купить по ценам в 2-3 раза ниже, чем в иркутских магазинах (платить можно и рублями, и долларами, и тугриками).
 
 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ В DUTY FREE И ИРКУТСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ (в руб.)
 
 Ликер Balleys, 1 л. - $20/580 - 1218
 Водка Finlandia, 1 л. - $8/232 - 708
 Джин Ballantes, 1 л. - $13/377
 Джин Jim Beam, 1 л. - $12/348
 Вермут Martini Chinzano, 1 л.- $7/203 - 456
 Виски Teacher`s - $8/232 - 486
 
 Дальше доехали без приключений. И едва добрались до родного гаража, как стало жаль, что альтернативе Монголии, как заграничному туризму, нет - уж слишком далеко мы живем от остального мира.
 
 РАСХОДЫ НА ПОЕЗДКУ (в руб. на 2 чел.)
 
 Визы - 1450
 Страховка - 450
 Таможенные сборы - 370
 Дорожные сборы - 40
 Бензин (232 л.) - 3087
 Проживание в гостинице (4 сут., 1 сут.-стандарт, 3 сут.-люкс) - 3625
 Подземный гараж (4 сут.) - 200
 Услуги турфирмы - 1250
 Питание - 2365
 Путеводитель, карта - 238
 Экскурсия в Музей истории, гид- 125
 Ночной клуб - 250
 Такси - 50
 Сувениры - 1612
 ИТОГО: - 15 112
 
 
 
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"