[win][koi][mac]Байкальская земля




ДОРОГА ОТ КЯХТЫ ДО УЛАН-БАТОРА

 /Сергей Волков, вариант текста от 25.05.2005, добавление и исправление на форуме внизу/
Скульптура динозавра. Местность Тэрэлж
 Расстояние по автодороге от Иркутска до Улан-Батора 1035 км. На всем протяжении великолепный асфальт и масса придорожных кафе и позных. С открытием нового КПП "Кяхта-Алтанбулаг" (работает с 9.00 до 18.00 ежедневно) сократилось время на переход границы, 1,5-2 часа, и стало возможным, выехав рано утром из Иркутска, к 23 часам быть в этот же день в Улан-Баторе.
 
 РАСХОДЫ НА ПОЕЗДКУ ИРКУТСК-УЛАН-БАТОР НА СВОЕМ АВТОМОБИЛЕ
 (в руб. на 2 чел., май 2004 г)
 
 Визы - 1450
 Страховка - 450
 Таможенные сборы - 370
 Дорожные сборы - 40
 Бензин Аи-95 (232 л.) - 3087
 Проживание в гостинице (4 сут.,1 сут.- стандарт, 3 сут. - люкс) - 3625
 Подземный гараж (4 сут.) - 200
 Услуги турфирмы - 1250
 Питание - 2365
 Путеводитель, карта - 238
 Экскурсия в Музей истории, гид - 125
 Ночной клуб - 250
 Такси - 50
 Сувениры - 1612
 ИТОГО: - 15 112
 
 На монгольской стороне КПП "Кяхта-Алтанбулаг" открыты магазины Duty - качественный алкоголь здесь можно купить по ценам в 2-3 раза ниже, чем в российских магазинах (платить можно и рублями, и долларами, и тугриками).
 
 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ В DUTY FREE И ИРКУТСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ (в руб.)
 
 Ликер Balleys, 1 л. - $20/580 - 1218
 Водка Finlandia, 1 л. - $8/232 - 708
 Джин Ballantes, 1 л. - $13/377
 Джин Jim Beam, 1 л. - $12/348
 Вермут Martini Chinzano, 1 л. - $7/203 - 456
 Виски Teacher`s - $8/232 - 486
 По дороге от Улан-Удэ до Кяхты можно посетить действующие буддийские монастыри Иволгинский - в 40 км от Улан-Удэ и Гусиноозерский (Тамчинский дацан) - в 150 км от Улан-Удэ.
 Кяхта. Кяхта (бывший Троицкосавск) расположен в южной части Бурятии на границе с Монголией 218 км от столицы республики Улан-Удэ и в 36 км от железнодорожной станции Наушки. Население: 18,2 тыс. жителей (1997). Город возник в 1727 г., как слобода. Кяхта - восточные ворота России, один из главных торговых центров "Великого чайного пути" (XVII-XVIII вв.). Основание города историки связывают с именем Петра I, который в 1689 г. направил в Китай миссию для урегулирования пограничных и торговых отношений. На берегу р. Кяхты 14 июня 1728 г. был заложен первый камень в основание форпоста Российской империи. К концу года был возведен Гостиный двор с 24 лавками и 32 купеческие избы. Напротив Кяхты, у самой границы с монгольской стороны, вскоре вырос торговый городок. В 1743 г. по указу Сената Кяхтинский форпост получил статус торговой слободы. Главной статьей дохода, основой процветания Кяхты была торговля чаем, ввозимом купцами из Китая в обмен на русские меха, ткани и другие товары. В Кяхте чай зашивали в специальные тюки - цыбики - и перевозили в Иркутск по Селенге или по почтовому тракту. Цыбики зашивались в бычьи шкуры шерстью внутрь, чтобы чай не подмок, на далеком пути через Сибирские просторы. Всемирно известный "Великий чайный путь", по которому шли торговые караваны в Россию и Европу из Юго-Восточной Азии имел общую протяженность пути около 9-10 тыс. км, и путь одного каравана занимал в среднем 1 год.
 Кяхта сохранила старинный облик и характерную застройку для купеческого города, который сейчас включен в число исторических городов России. Город вписал свое имя в одну из золотых страниц истории России. Именно через Кяхту Россия, первой из европейских стран, вступила в официальные отношения с Китаем. Географическое положение города способствовало активному культурному и научному обмену стран Северной и Центральной Азии. В Кяхте формировались все крупные российские центральноазиатские экспедиции Н.М. Пржевальского, К.П. Козлова, Т.Н. Потанина и др. В XVIII веке через Кяхту прошли маршруты научных экспедиций Миллера, Лаксмана, Палласа и др. Здесь были декабристы Николай и Михаил Бестужевы, С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский, И.И. Пущин. Музей декабристов и мемориал на могиле Н.А. Бестужева и К.П. Торсона находятся в пос. Новоселенгинск.
 Краеведческий музей им. академика В.А. Обручева. Кяхта, ул. Ленина, 49. Один из старейших музеев в Сибири и на Дальнем Востоке, основан в 1890 г. Уникальная коллекция музея посвящена истории и культуре народов, населявших Бурятию, Монголию и сопредельные страны Юго-Восточной Азии. Коллекция по археологии - хунну Центральной Азии - является одной из наиболее богатых и значительных в мире. Особое место в экспозиции занимает Кяхтинская торговля. Фонд редких книг музея, где хранится более 30000 книг XVIII-XX вв., является самым крупным в регионе.
 Мемориальный Дом-музей "Конспиративная квартира Сухэ-Батора". Кяхта, ул. Горнозерентуйская, 4.
 
 Контрольно-пропускной пункт "Кяхта-Алтан-Булаг" самый новый и технически лучше оснащенный, чем любой другой на монгольско-российской границе. По проекту он рассчитан на пропуск до 500 машин ежедневно. С монгольской стороны в 2003 г. завершено строительство таможенного пропускного терминала и теперь на все оформление документов и переход границы при удачном стечении обстоятельств уходит около двух часов. В здании монгольского таможенного терминала открыты два беспошлинных магазина, цены, в которых на фирменное виски, коньяк и "мартини" при пересчете в рубли в полтора-два раза ниже, чем в России.
 Дорога от российско-монгольской границы до Улан-Батора - 345 км великолепного асфальта. Дорога полностью реконструирована и заасфальтирована в 1999 г. и поддерживается в отличном состоянии. Водители называют эту дорогу самой гладкой в Монголии. Вдоль трассы много придорожных европейских кафе и монгольских позных в войлочных юртах, во всех городах есть бензозаправочные станции и на въезде в города - стационарные посты полиции.
 Сразу после границы бросается в глаза отличие от российских дорог: обочина не вырублена, деревья растут близко к кромке асфальта, местами образуя из ветвей зеленый тоннель, затрудняющий видимость перспективы. Но вскоре лес кончается и до самого Улан-Батора, справа и слева от дороги, простирается дикая травянистая степь. Ровная дорога без неожиданных ям и гофра делает четырехчасовую поездку от границы до Улан-Батора приятной и не утомительной. При въезде в Улан-Батор необходимо заплатить 500 тугриков. Еще одна особенность и отличие от российских дорог, кроме платных мостов и платного въезда в города, - это другое правило при въезде на кольцо, которое в Монголии не является главным. Преимущество имеет машина, которая въезжает на кольцо, в России наоборот преимущество у машин, находящихся на кольце.
 СУХЭ-БАТОР, город. Сухэ-Батор, административный центр Селенгинского аймака находится в 30 км от границы, 320 км до Улан-Батора. Сухэ-Батор образован в 1940 г. (52 тыс. жителей, 1982), расположен на берегу реки Орхон при впадении её в Селенгу. Раньше это был небольшой поселок с пристанью (назывался Цаган-Эрэг, что значит "белый берег"). Промышленные предприятия появились здесь в середине 50-х годов. Основной вид деятельности - разнообразная переработка древесины. Торгово-транспортный пункт на железной дороге Москва - Улан-Батор. Домостроительный комбинат, спичечная фабрика, пищевая промышленность. Кустарные промыслы. Здесь есть бензозаправочная станция, почта, полицейское управление с паспортным столом, гостиница.
 Остановиться для отдыха можно на берегу реки Ерее-Гол (69 км от Алтан-Булака, 276 км от Улан-Батора). Недалеко от моста на левом берегу есть прекрасные песчаные пляжи.
 В 92 км от Сухэ-Батора дорога проходит через город Дархан (228 км от Улан-Батора), известный своим большим вещевым рынком. При желании можно остановиться (рынок будет виден с дороги) и приобрести дешевые китайские вещи, одежду, батарейки, скотч и т.д.
 ДАРХАН, город. Особая административно-территориальная единица. Второй город в Монголии по численности населения - 130 тыс. жителей. Производство стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. В районе Дархана - добыча угля (Шарын-Гол), промышленно-энергетический комплекс.
 Гостиница в Дархане. Urtuuchin Hotel, St. Naadamchdin, Darkhan-Uul aimaq. Teл.: 01372-23249.
 После Дархана дорога раздваивается на Эрдэнэт (180 км) и на Улан-Батор (228 км). Эрдэнэт расположен около крупного месторождения медно-молибденовых руд в 180 км юго-западнее Дархана. Здесь находится крупнейший в Азии медно-молибденовый комбинат. В настоящее время комбинат производит 330 000 тонн медного концентрата, который экспортируется в Казахстан, Японию, Китай, Россию и Швейцарию. Освоение месторождений меди и молибдена началось в середине 70-х годов. В 1978 г. была создана совместная монголо-советская горнорудная корпорация "Монголсовцветмет". При помощи советских строителей развернулось строительство города и горно-обогатительного комбината.
 ЭРДЭНЭТ, город. Находится в междуречье Селенги и Орхона, административная единица центрального подчинения. 90 тыс. жителей (1991). По количеству населения сегодня это третий город в Монголии, после Улан-Батора и Дархана. Железной дорогой он соединен с г. Дархан (на Трансмонгольской железной дороге). Центр горнорудного района. Комбинат "Эрдэнэт". Производство стройматериалов; деревообрабатывающие, пищевые, шерстеобрабатывающие предприятия. Основан в 1973 в связи с разработкой месторождения медно-молибденовых руд у населенного пункта Эрдэнэтийн-Обо.
 Остановиться на ночлег можно также в гостинице в 184 км от Улан-Батора (161 км от границы) или на турбазе Дугана Хад в 100 км Улан-Батора.
 Туристическая база Дуган-Хад. Турбаза "Дугана Хад" (N 48°28,897 E 106°03,670) расположена в 100 км от Улан-Батора (1 час езды от города, работает с мая по октябрь), 950 км от Иркутска. На ней удобно переночевать перед городом, чтобы не попадать в большие вечерние автомобильные пробки на улицах Улан-Батора, а въехать в монгольскую столицу, отдохнув после длинного перегона, рано утром. Туристическая фирма Ар Монгол Трэвл открыла ее 1 мая 2000 г. База расположена среди лесистых зеленых гор на высоте 1260 м, в 9 км от шоссейной дороги Улан-Батор - Алтанбулак (100 км от Улан-Батора, 245 км от Алтанбулака, указатель на повороте "Елхад"). Рядом находятся великие Хэнтэйские горы, к югу - просторная зеленая долина. Эта местность получила популярность у отдыхающих из-за постоянной солнечной и приятной погоды, как естественное природное место тишины и чистого воздуха. Здесь в изобилии растет черемуха, черника, брусника, малина. Сюда любят приезжать на отдых японцы. Рядом с базой, в 50 метрах возвышается огромная отполированная природная скала высотой 70 м, которая украшает местность и с которой хорошо обозревать окрестности. В войлочных юртах базы может одновременно разместиться 60-80 человек. В отдельном деревянном санитарно-бытовом размещены душевые с горячей водой, в большой юрте - ресторан в монгольском стиле на 60 мест. Стоимость ночлега $25 вместе с ужином и завтраком. Ужин можно заказать по своему усмотрению. Турбаза предлагает конные туры, рыбалку, посещение монгольских семей, организует монгольские игры.
 Ближе к Улан-Батору вдоль дороги встречается больше кафе и гуанзов, предлагающих традиционные монгольские позы и лапшу с мясом. Перед спуском к долине реки Туул, где расположена столица Монголии - город Улан-Батор, на перевале находится большое каменное обо, которое по существующей традиции для удачи в пути следует обойти три раза по часовой стрелке.
 На главной улице Улан-Батора в конце рабочего дня примерно с 17.00 до 19.00 часов очень много машин и движение замедленно из-за многочисленных автомобильных пробок на центральных улицах. По официальной статистике в Монголии, в основном в Улан-Баторе, насчитывается свыше 130 тысяч автомашин 792 марок, произведенных в 20 странах мира.
 
 АМАРБАЯСГАЛАНТ - САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ БУДДИЙСКИЙ ХРАМ МОНГОЛИИ
 Монастырь расположен в 418 км к северо-западу от Улан-Батора, примерно в 200 км от Дархана, в 28 км от Баруунбурэна в долине среди гор, с густым лесом на северных склонах. Амарбаясгалант - один из трех главных буддийских центров Монголии в прошлом, большой монастырский комплекс находится в северной части Монголии у подножия горы Бурэн-хан, построен в 1737 г. Строительство его началось летом 1727 г. на небольшом холме вблизи Их-Хуре - кочующей столицы Монголии, у горы Бурэн-хаан. За десять лет строительства внутри мощных стен было построено 14 храмов. Но это было лишь первым этапом грандиозных работ. Все новые и новые храмы возводились вплоть до 1860 года. Монастырю удалось избежать разрушения 1937 г., когда большинство других буддийских храмов Монглии подверглось полному разрушению. Монахи спрятали большую часть буддийских реликвий, манускриптов, танка до лучших времен. Реставрация монастыря ведется с 1988 г.
 Амарбаясгалант, с его шестью юрточными городками, расположенными двумя рядами вокруг монастыря, явился прообразом современного города с его микрорайонами вокруг центра. В монгольское градостроительство это вошло как иххуринский канон. Архитекторы отмечают стилистическое единство комплекса, его четко выверенный симметричный план. Все главные здания следуют одно за другим вдоль оси север-юг.
 Из всех строений комплекса только Чогчин - единственный храм, который сохранил элементы национальной монгольской формы. Территория храма огорожена двойной стеной, на которой нет суборганов, как в монастыре Эрдэнэ-Дзу. Внутри малой ограды находятся большой Чогчин-дуган, двухъярусная колокольня и стелла-павильон, выполненная в китайской традиции. Чогчин-дуган в плане представляет собой большое квадратное двухэтажное здание с колоннадой по периметру и семью арочными проемами с каждой стороны. Внутренний интерьер храма и потолка отличается изысканным орнаментом с большим количеством позолоченных изображений драконов. На декоре конька крыши также присутствует два скульптурных изображения мифического дракона. Весь строительный материал, кирпич и керамика, краски и дерево были исключительно местными. Минеральные краски брали из местности Будагт (что означает "там, где краски"). Для красной краски добавляли порошок из коралла, для белой - из жемчуга и перламутра, для зеленой - из бирюзы и т.д. Краски Амарбаясгаланта не потускнели за 130 лет после последней реставрации монастыря.
 За Чогчином, на той же платформе, находится храм Будды, а с восточной стороны расположена усыпальница Ундур-гэгэга - крупнейшего политического и религиозного деятеля средневековой Монголии, выдающегося мастера художественного литья Занабазара Гомбодоржийна (1635-1723).
 Архитектурные украшения всего ансамбля и интерьер его храмов создавались в духе и стиле исконно монгольского народного искусства. Литые бронзовые скульптуры с позолотой, настенные фрески и произведения шелковой живописи составляли бесценную сокровищницу монастыря Амарбаясгалант. Главный храм украшал в его самом почетном месте двухметровый портрет Занабазара - главы Монголии и великого деятеля национальной культуры, рядом находилось трехметровое изображение бога Намсрая, оседлавшего льва. Литые позолоченные четырехметровые фигуры Жанрайсэга, Майдари и Белой Тары были лишь малой частью всего богатства монгольского буддийского искусства, представленного в монастыре.
 Храмы Амарбаясгаланта возводились не только мастерами школы Занабазара, но и их последователями. Так, в разработке проекта и сооружении мавзолея I Богдо-гэгэна принимали участие 18 известных мастеров и архитекторов, среди которых были Самбуу, Лавсандаш, Дандар. Им было присвоено 14 различных званий - искусный талант, благородный мастер, замечательный мастер, чудесный мастер, благородный художник и т.д.
 В 1900 г. 8000 монахов монастыря были разделены на 8 общин, каждая из которых имела свой храм внутри монастырского комлекса.
 Недалеко от монастыря имеется туристическая база.
 
 
 /Сергей Волков, вариант текста от 25.05.2005, добавление и исправление на форуме внизу/
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"