[win][koi][mac]Байкальская земля




ЧТО ЕСТЬ ЧТО

Таинственное и исключительно красивое место южнее впадины Нэмэгт.
 МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА
 Традиционное жилище кочевника - мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта - гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты "хоймор" находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.
 До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место.
 До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт. У монголов не принято сразу без спроса хозяев входить в юрту. Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость, сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII в. гостя могли казнить. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений. Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками с нюхательным табаком и понюхать табак друг у друга. Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику. Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека. Запрещается дарить нож и острые предметы. При застолье гости не имеют права менять свои места.
 В юрту, где рожает женщина, нельзя входить постороннему; нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.
 Со времен монгольского государства известны юрты, устанавливающие на телегах и предназначенные для перекочевок без разборки юрты. По свидетельству Гильом де Рубрука перемещались такие большие повозки чрезвычайно медленно: "ровным шагом, так медленно, как ходит ягненок или бык". Обнаруженные при раскопках Каракорума огромные железные втулки к осям телег дают представления о размере телег для перевозки юрт. По реконструкции ученых, расстояние между колесами такой повозки составляло более шести метров, и везти ее могли 22 быка. Гильом де Рубрук сообщает, что "у Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому на колесах, не считая других маленьких повозок, которые они ставят сзади большого, они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкает по 200 повозок".
 
 РАЗДЕЛЕНИЕ СУТОК ПО ЧАСАМ У МОНГОЛЬСКИХ КОЧЕВНИКОВ
Час дракона - время восхода солнца07.40 - 09.40
Час змеи09.40 - 10.40
Час коня10.40 - 11.40
Час овцы12.40 - 13.40
Час обезьяны13.40 - 14.40
Час курицы - время захода солнца14.14 - 15.40
Час собаки19-40 - 21-40
Час свиньи21-40 - 23.40
Час мыши23.40 - 01.40
Час быка01.40 - 03.40
Час тигра03.40 - 05.40
Час зайца05.40 - 07.40
 
 МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА
 Одинаковый для мужчин и женщин халат (летний - "тэрлэг", зимний - стеганный "дэли"), запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым оранжевым кушаком, несколько раз обертываемым вокруг тела. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде, при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом. Зимние дэли шьют из овчин, мех их обращен внутрь, а наружная часть обшита материей и часто украшена цветным узором. Вместо карманов, по монгольской традиции, вещи, среди которых, часто присутствует кисет с курительным табаком и трубка, хранятся за пазухой перепоясанного дели. Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, тарбаган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.
 
 МОНГОЛЬСКАЯ КУХНЯ
 Пищевой рацион монголов традиционно определяется продуктами скотоводческого хозяйства. Это мясо (в основном баранина, реже говядина и конина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр "бяслаг", сушеный творог "ааруул", простокваша "тарак", пенки "урюм", молочная водка "архи", кумыс "айраг", топленое масло "шар тос"). Молоко в пищу употребляют всех сортов - коровье, сарлычье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец из коровьего и овечьего. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины, причем варят его почти без соли. Любимые национальные блюда - пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру "хушур", вареные на пару позы "бууз", лапша с мясом. Традиционное монгольское блюдо - "боодог": туша козла или тарбагана в собственной шкуре, запеченная с помощью раскаленных камней, помещаемых внутрь её. Приготовленное таким способом в собственном соку мясо отличается отменным вкусом. Рыбу кочевые монголы до недавнего времени практически не ели, в основном ее употребляют а пищу городские жители.
 При приеме гостей строго соблюдалось правило - старшему по возрасту или с целью подчеркнуть уважение и почет подавать баранью голову и крестец, которые как бы символизируют целого барана - в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.
 Монгольский чай с молоком, если он сделан по всем правилам, очень вкусен. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. К нему обычно подаются кусочки теста, обваренные в бараньем жиру "боорцог". Последние после приготовления быстро твердеют, могут храниться очень долго и, размоченные в горячем чае, вновь становятся съедобными .
 Одно из самых популярных блюд в современной Монголии, - сваренные на пару - бозы. Вдоль автомобильных дорог в большом количестве встречаются юрты - "гуанз", в которых за 15-20 минут, прямо на ваших глазах приготовят традиционные бозы. В очаг юрты подбрасывают - аргал, сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. По размеру бозы меньше бурятских поз и внутри их не мясной фарш, а мелко рубленное мясо.
 Засушенный аруул изготавливается из любого молока - овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты, иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления аруула молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление аруула придает чистоту и крепость зубам.
 Традиционным в пищевом рационе монголов является употребление вяленого мяса-борца. Обычно его заготавливают в ноябре - декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота и верблюда. Для приготовления борца мясо освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 30-30 см, толщиной в 2-5 см. При сушке мяса на холоде жидкость постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество борца во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. При правильном хранении борц можно использовать в течение целого года. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухает, впитывая воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят в обычном порядке.
 Другой способ хранения мяса в свежем виде - это шууз. Готовится он просто. Сырое мясо, желательно жирное, режут на кусочки и обжаривают в собственном жиру на сильно раскаленной сковородке. Затем солят и очень плотно закладывают в банки и герметично закрывают, чтобы не проникал воздух. Обычно такое мясо берут в дальние походы. Когда необходимо взять кусочки мяса, надо как можно меньше времени держать посуду с мясом открытой. Проникший воздух способствует порче шууз.
 
 МОНГОЛЬСКОЕ ПИСЬМО
 Алфавит, заимствованный монголами от уйгуров в XII-XII вв., восходит (через согдийский) к одному из видов арамейского письма. Знаки монгольского письма пишутся сверху вниз и справа налево. Существуют специальные способы скорописи и правила сокращения слов. Старомонгольская письменность используется до сих пор в автономном районе Внутренняя Монголия (Китай). В 1269 г. по приказу Хубилая, на основе тибетского алфавита, составляется монгольский алфавит (квадратное письмо), которым пользовались в течение века вплоть до падения Юаньской династии (1260-1368). В 1986 г. глава буддийской церкви Ундур-гэгэн Занабазар составил алфавит из знаков идеограммы "соембо". В него вошли буквы, основанные на правописании 16 гласных и 34 согласных букв индийского санскрита. Некоторая сложность в написании букв этого алфавита препятствовала его широкому распространению в народе. В Монголии с 1945 монгольское письмо заменено письмом на основе русского алфавита, основанного на кириллице, к которому добавили две буквы, обозначающие два гласных звука, не существующих в русском языке. С 1978 г. интерес к возрождению старомонгольской письменности резко возрастает, и она была включена в учебную программу общеобразовательных школ.
 
 МОНГОЛЬСКИЙ ОРНАМЕНТ
 Необычно богат и своеобразен монгольский народный орнамент. В быту народа орнамент играл большую роль и имел не только назначение украшать предметы обихода, но и выражал символикой цветов и узоров пожелания счастья и удачи владельцу предмета. Узоры на двери юрты выполняли также роль оберега.
 Символика цветов восходит к глубокой древности. Синий цвет - цвет неба, символизирует вечность, постоянство, верность. Желтый цвет - цвет золота выражает любовь, чувства симпатии. Красный цвет - цвет радости, белый - чистоты, невинности, черный - несчастья, бедствия, угрозы, измены.
 Символические орнаменты своими сочетаниями позволяли выражать пожелания расцвета, здоровья, счастья, благополучия, мира и радости и т.д. Традиционно монгольский орнамент украшает двери юрт, мебель, сундуки, ковры и т.д.
 
 МОНГОЛЬСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
 Самым распространенным народным музыкальным инструментом является моринхур. Грифы моринхуров гордо венчают одна, две или три выразительных, прекрасных лошадиных головы, под ними иногда вырезали голову дракона. По бокам квадратного корпуса, на ушках-колках, на смычке вырезали красивые орнаменты. Монгольский музыкальный инструмент моринхур (монгольская виолончель) включен авторитетным жюри ЮНЕСКО в сокровищницу культуры в числе 28-ми народных инструментов. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра, зачастую обтягиваются тончайшей кожей козленка. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Издревле он был непременным атрибутом резиденций правителей Монголии. Более того, каждая семья стремилась иметь свой домашний моринхур - символ духовности, элемент причащения и защиты от неприятностей. Считается, что моринхур издает звуки окружающего мира - дуновение ветерка, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие лады человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.
 
 ХАДАК
 Голубой шелковый платок, символизирующий уважение, дружбу, пожелания счастья и мира. Вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. Во время празднования Цаган-Сара (нового года по лунному календарю) принято в гостях обмениваться хадаками. Эта же символика отражается в обычае привязывать хадаки во время ежегодных тайлаганов во время чествования родового обо.
 
Мегалиты "Хошо". 47°11,7', 106°37,9'
 
 КЕРЕКСУРЫ, ОЛЕННЫЕ КАМНИ, МЕНГИРЫ, КАМЕННЫЕ БАБЫ
 На территории Монголии обнаружены многочисленные следы первобытного искусства. Самые ранние памятники - сосуды с сетчатым орнаментом, а также рисунки, выполненные красной краской или процарапанные на поверхности скал, относятся к эпохе неолита. Первые бронзовые изделия и узорчатая керамика датируется примерно II тысячелетием до н.э. В конце I тысячелетия до н.э. на территории Монголии создается крупный племенной союз гуннов. Обнаруженные в курганах Ноин-Улы (Северная Монголия, I в. до. н.э.) разнообразные изделия из бронзы, серебра и золота, вышивки и войлочные ковры с аппликациями украшались фигурами зверей, выполненными в причудливом и изощренном "зверином стиле". Кочевая культура не оставила после себя монументальных сооружений, поселения-ставки были кочевыми. Первые большие оседлые города стали строиться только в XII в. Единственными сохранившимися до наших дней памятниками передвижения кочевых племен являются многочисленные группы могильных холмов и курганных погребений, плиточные могилы, относящиеся к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н.э., мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи). Характерной чертой самобытного искусства кочевников Центральной Азии является, так называемый "звериный стиль", впервые открытый на оленных камнях.
 Оленные камни - каменные плиты, поверхность которых покрыта изображениями скачущих животных, чаще всего оленей. Из всех известных в степном поясе Евразии оленных камней более 80 %, т.е. около 500 оленных камней сосредоточено на территории севера и северо-запада Монголии. Наибольшее количество оленных камней обнаружено в Северной Монголии, их возраст датируется I тыс. до н.э. Могилы с оградами из каменных плит относятся к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н.э.
 Каменные бабы (Хун чулуу) - каменные изваяния на княжеских могилах тюркского времени VI-VIII вв. н.э. Тюрками были воздвигнуты первые скульптурные монументы на погребальных могилах. Изваяния прославляли боевые подвиги военачальников. Согласно китайским источникам на тюркских погребальных постройках устанавливались ряды простых камней-балбанов, соответствующих числу убитых и побежденных врагов. В погребальном комплексе Хушо-Цайдама на реке Орхон протянулись на 3 км более 900 камней-балбанов.
 Каменные бабы, встречающиеся в центральной части Монголии, большей частью находятся без головы. Обезглавливание каменных идолов связано с проникновением в Монголию буддизма, считалось, что отбивая головы изваяниям, отвергается тем самым основная религия тюрко-шаманизм. В тех краях, где шаманизм сохранил свои позиции на долгие годы, тюркские изваяния стоят и поныне целыми, с головами.
 Керексуры - так называют в Монголии аллеи древних менгиров VII-VIII вв. н.э. Как правило, аллеи менгиров ориентированы с востока на запад. Отдельные менгиры достигают высоты свыше 4 метров, вес свыше 4-5 тонн. Такие, отдельно стоящие в ровной степи менгиры, озадачивают исследователей своим происхождением. Часто рядом нет никаких видимых скал, где могли бы заготовить такой большой монолитный камень. Возраст менгиров настолько древний, что со временем их стали почитать как обиталище духов. На каменных гранях менгиров иногда можно увидеть следы возлияния маслом. Отдельные из них за время существования неоднократно перетаскивались с места на место, так что в настоящее время трудно определить их первоначальное местонахождение. На некоторых сохранились загадочные символы.
 
 ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ
 Тюркоязычные надписи VII-XI вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей.
 
 СУБУРГАН
 Буддийское (ламаистское) культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии; тип ступы. Основной объем субургана в виде перевернутого котелка (реже колокола) располагается на высоком основании и увенчивается шпилем.
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"