[win][koi][mac]Байкальская земля




ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛИЧНОСТИ

 /Сергей Волков, вариант текста от 23.05.2004, добавление, исправление внизу на форуме/
 
 ЧИНГИСХАН (1162-1227)
 Точную дату рождения Чингисхана назвать трудно. По сведениям персидского историка Рашид-ад-дина - дата рождения 1155 г., современные монгольские историки придерживаются даты - 1162 г.
 
 "СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ" (предположительно XIII в., по версии текста XIX в. ) "Родословная и детство Темучина. Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган".
 
 "БЕЛАЯ ИСТОРИЯ" (XVI в.). "Появившийся по велению высшего неба, родившийся для того, чтобы владеть всем миром, божественный Суута-богдо Чингисхан, начиная с народа синих монголов /народов говорящих/ на трехстах шестидесяти одном языке семисот двадцати одного рода дзамбудвипы, пять цветных и четыре чужих, шестнадцать великих народов объединил всех в единое государство" .
 
 "ШАСТРА ОРУНГА" (монгольское сочинение XV в.). "В счастливом кочевье Бурхан Халдун родился один чудесный мальчик. В это время отец его Есугей Багатур захватил татарского Тэмучин Угэ и прочий народ татар. Из-за совпадения с этим событием нарекли Тэмучином. Когда этому мальчику было три года, он ежедневно играл на горе Бурхан Халдун. Там на возвышающемся красном камне, один жаворонок с телом высотой и шириной в одну пядь, с белой головой, с синей спиной, с желтым телом, с красным хвостом, с черными ножками, воплотивший в своем теле все пять цветов, с голосом мелодичным как звук флейты, ежедневно пел: "Чингис, Чингис".
 
 Единственный исторический портрет Чингисхана из серии официальных портретов правителей нарисован при хане Хубилае в XIII в. (начало правления с 1260 г.), через несколько десятилетий после его смерти (Чингисхан умер в 1227 г.). Портрет Чингисхана хранится в Пекинском Историческом музее. На портрете изображено лицо с азиатскими чертами, с голубыми глазами и седой бородой.
 Единственная каменная стела, знаменитый "Чингисов камень", в надписи которой присутствует слово "Чингис", обнаружен в Нерчинском округе в Забайкалье и хранится сейчас в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. В 1818 г. выдающийся исследователь Сибири Г.И. Спасский впервые сообщил о Чингисовом камне в "Сибирском вестнике". Ламы и толмачи Забайкалья легко читали на камне имя Чингисхана, поэтому он стал известен под этим названием. В 1829 г. памятник был отправлен из Нерчинска в Петербург, где был передан в Азиатский музей Академии Наук. В 1936 г. камень поступил в Эрмитаж.
 "Чингисов камень" был найден недалеко от городища, входившего во владения Есунхэ . В честь окончания победоносного похода против Хорезма Чингисхан устроил пир и военные состязания. Надпись на камне уйгуро-монгольским письмом гласит по тексту Эрмитажа: "Когда после завоевания сартаульского (исламского) народа Чингисхан собрал нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей". (335 саженей составляют приблизительно 400 метров). По другой версии перевода в редакции Д. Банзарова: "Когда Чингисхан, после нашествия на народ сартагул (хивинцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хонгодорских" .
 
 Родоначальницей всех монголов по "Сокровенному сказанию" является Алан-Гоа, в восьмом колене от Чингисхана, зачавшая, согласно легенде, детей от солнечного луча в юрте. Дед Чингисхана, Хабул-хан был богатым вождем всех монгольских племен, успешно вел войны с соседними племенами. Отцом Темучина был Есугей-баатур, внук Хабул-хана, вождь большинства монгольских племен, в котором насчитывалось 40 тыс. юрт. Это племя было полным хозяином плодородных долин между реками Керулен и Онон. Есугэй-баатур также успешно сражался и воевал, подчинив себе татар и многие соседние племена. Из содержания "Сокровенного сказания" явствует, что отец Чингисхана был знаменитым ханом монголов.
 Темучин родился в 1162 г. на берегах реки Онон в урочище Дэлюн-булдан, которое исследователи локализуют в 230 верстах от Нерчинска (Читинская область) и в 8 верстах от китайской границы. В 13 лет Темучин лишился отца, которого отравили татары. Старейшины монгольских племен отказались подчиняться слишком молодому и неопытному Темучину и ушли вместе со своими племенами к другому покровителю. Так молодой Темучин остался в окружении лишь немногих представителей своего рода: матери, младших братьев и сестер. Вся оставшаяся их собственность включала в себя лишь восемь лошадей и родовой "бунчук" - белое знамя с изображением хищной птицы - кречета и с девятью хвостами яка, символизирующее четыре больших и пять малых юртов его рода.
 Возмужав Темучин, в 17 лет отправился с другом Бельгутаем в стойбище отца красавицы Борте, по обычаю монголов брачный контракт был заключен отцами еще в девятилетнем возрасте девочки и взял ее в жены. Впоследствии в истории она стала известна как Борте Фуджин, императрица, мать четырех сыновей и пяти дочерей Чингисхана. И хотя летописи сообщают, что у Чингисхана за его жизнь было около пятисот жен и наложниц из разных племен, среди пяти главных жен, первая жена - Борте Фуджин всю жизнь для Чингисхана оставалась самой почтенной и старшей.
 В летописях мало сообщается о молодости Темучина, но после того, как однажды на рассвете к кочевью Темучина примкнуло одновременно много племен, монголы быстро окрепли и уже составляли 13 тыс. человек. С этого времени в хрониках сообщается, что у Темучина в подчинении находились боевые отряды численностью до 10 тыс. человек. Через некоторое время под родовым знаменем Темучина было уже 100 тыс. юрт. Заключив союз с кераитами, "отношения непоколебимой дружбы с вождем кераитов Тогрул-ханом", объединенные орды Темучина и Тогрул-хана нанесли поражение старым врагам монголов татарам. Летописи сообщают о всеобщем избиении татар.
 Когда стареющий Тогрул потерял власть, его сыновья во главе кераитов выступили против Темучина и одержали победу в сражении. Для укрепления своего положения, отступивший Темучин за зиму объединил вокруг себя большинство племен северной Гоби и весной напал на кераитов и меркитов и разбил их. Хроники сообщают, что Темучин постановил, чтобы никого из меркитов не оставлять в живых. Оставшиеся в живых кераиты встали под знамена Темучина. В течении трех лет после битвы, сделавшей его хозяином Гоби, Темучин посылал свои войска на земли западных тюркских племен, найманов и уйгуров и везде одерживал победы. Более подробно история Чингисхана описывается в летописях, когда он достигает 41 летнего возраста.
 В 1206 г. курултай - съезд ханов всех монгольских племен - провозгласил Темучина великим каганом и присвоил ему титул Чингисхана - Чингис Ха-Хан, Величайший из правителей, Повелитель всех людей. Впоследствии историки назвали его "Завоеватель мира" и "Покоритель Вселенной". Летописи Рашид-ад-дина так излагают это событие: "Чингиз-ханово прозвание ему дал он (шаман Тэб-Тэнгри), сказав при этом: Повелением Вечно синего неба имя твое должно быть Чингиз-хан! По-монгольски же "чин" - значит "крепкий", а Чингиз - множественное от него. На монгольском языке прозвание Чингиз-хан имеет тот же смысл, что гур-хан, но с более преувеличенным значением, так как оно есть множественное число, и обобщить это слово можно, например, с персидским "шаханшах" ("Царь Царей")" .
 Правление Чингисхана укрепило центральную власть и вывело Монголию в ряд самых сильных военных стран Центральной Азии того времени. Он вошел в историю как безжалостный завоеватель:
 Война была провозглашена самым действенным средством приобретения материального благополучия. Так началась эпоха военных походов монголов. Чингисхан, его сыновья и внуки, завоевав территории других государств, создали самую крупную по своим размерам империю в истории человечества. В неё вошли Средняя Азия, Северный и Южный Китай, Афганистан, Иран. Монголами были совершены военные набеги на Русь, Венгрию, Моравию, Польшу, Сирию, Грузию, Армению, Азербайджан.
 Кроме Руси, Восточной и Южной Европы, монголы завоевали Тибет, вторглись в Японию, Корею, Бирму и на остров Ява.
 Чингисхану принадлежит заслуга в объединении кочевников и создании сильного монгольского государства. Он объединил Монголию и расширил её пределы, создав крупнейшую империю в истории человечества. Его сборник законов "Ясы" долгое время оставался правовой основой кочевых народов Азии.
 Старомонгольский свод законов "Джасак", введенный Чингисханом, гласит: "Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его". Значение "Джасака" для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками. Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры среди монголов, неповиновение детей родителям, кражу коней, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.
 "Немедленно убивать, кто ступил на порог ставки воеводы".
 "Тот, кто мочится в воду или на пепел, предается смерти".
  "Запрещение мыть платье в продолжение ношения, пока совсем не износится".
 "Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, который его принял".
 "Уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному".
 Чингисхан объявил официальными религиями свое империи шаманизм, христианство и мусульманство.
 Предчувствуя смерть на тайном совещании с сыновьями, перед последним своим походом на Тангутское государство Чингисхан завещал: "О, дети, остающиеся после меня, знайте, что приблизилось время моего путешествия в загробный мир и кончины. Я для вас, сыновей, силою господнею и вспоможением небесным завоевал и приготовил обширное и пространное государство, от центра которого в каждую сторону один год пути. Теперь мое вам завещание следующие: будьте единого мнения и единодушны в отражении врагов и возвышении друзей, дабы вы проводили жизнь в неге и довольстве и обрели наслаждение властью! Я не хочу, чтобы моя кончина случилась дома, и я ухожу за именем и славой".
 Еще он сказал: "После нас члены нашего уруга, оденутся в затканные золотом одежды и будут вкушать вкусные и жирные яства, будут садиться на красивых коней и обнимать прекрасноликих жен, но они не скажут: "Все это собрали наши отцы и старшие братья, а забудут и нас и этот великий день!"
 Чингисхан умер в 1127 г. во время похода на Тангутское государство. Перед смертью он пожелал, чтобы царя тангутов казнили сразу после взятия города, а сам город разрушили бы до основания. В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны стрелой в бою; от продолжительной болезни, после падения с лошади; от удара молнии; от руки плененной принцессы в первую брачную ночь.
 По предсмертному желанию Чингисхана его тело было отвезено на родину и предано земле в местности Буркан-калдун. По официальной версии "Сокровенного сказания" по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел: "Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226 г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-хатун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: "У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение" . В "Сокровенном сказании" говорится, что "Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи" (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем".
 "Сокровенное сказание" и "Золотая летопись" сообщают, что на пути следования каравана с телом Чингисхана к месту погребения умерщвлялось все живое: люди, животные, птицы. В летописях записано: "Они убивали каждое живое существо, которое видели, чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам. В четырех его главных ордах совершили оплакивание и его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника". После смерти Чингисхана траур продолжался два года.
 По преданию Чингисхан был похоронен в глубокой гробнице, сидящем на золотом троне, на родовом кладбище "Их Хориг" у горы Бурхан Халдун, в истоках реки Ургун. Он восседал на золотом троне Мухаммеда, привезенного им из захваченного Самарканда. Чтобы могила в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения Великого хана по степи прогнали несколько раз многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, впоследствии умертвили, тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии умертвили тоже. Таким образом, тайна захоронения Чингисхана остается нераскрытой до сих пор.
 Известный монголовед Б.Я. Владимирцов отмечает: "Известно, например, что знаменитая гора Бурхан-Халдун с давнего времени находилась во владении рода Урянхат. Эти Урянхат не лесные люди, были владельцами названной местности и, по-видимому, сохранились в этом положении со времен легендарной Алан-Гоа до эпохи Чингисхана" .
 До сих пор попытки найти могилу Чингисхана не увенчались успехом. Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун никто сегодня не может. По версии академика Г. Миллера, основанной на рассказах сибирский "мунголов", гора Бурхан-Халдун в переводе может означать "Божья гора", "Гора, где поставлены божества", "Гора - бог опаляет или бог всюду проницает" - "священная гора Чингиса и его предков, гора-избавительница, которой Чингис, в память своего спасения в лесах этой горы от лютых врагов завещал во веки веков приносить жертву, находилась в местах первоначальных кочевий Чингиса и его предков по реке Онону" .
 
 УГЭДЭЙ (1186-1241)
 Великий хан (с 1229). Третий сын Чингисхана и его преемник. При Угэдэе было завершено завоевание Северного Китая, завоеваны Армения, Грузия и Азербайджан, предприняты походы Батыя в Восточную Европу. "Сокровенное сказание" приписывает Угэдэй-хану следующие слова: "Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Гиньское царство - это во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и наконец, учредив должности алгинчинов и танманчинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя" .
 
 БАТЫЙ (1208-1255)
 Батый или хан Бату, внук Чингисхана, сын хана Джочи, возглавил поход в Европу в 1240 г. Основатель Золотой Орды - государства со столицей Сарай в нижнем течении Волги. В 1236-1241 гг. завоевание Волжской Болгарии, зимой 1237-1238 гг. поход в Северо-восточную Русь, в 1238-1240 гг. затяжная война с половцами, аланами, черкесами. Осенью - зимой 1240 г. завоевание Южной Руси. Дотла разорил Киев, а ранее другие русские города. В 1241-1242 гг. поход через Польшу, Венгрию и др. к Адриатическому морю. Монголо-татары, ослабленные сопротивлением русского и других народов Восточной Европы, не смогли закрепиться в Центральной Европе и отступили. Земли Восточной Европы были разорены, на Руси установилось монголо-татарское иго. После распада Монгольской Империи Золотая Орда просуществовала до XVI в., как самостоятельное государство.
 
 ХУБИЛАЙ (1215-1294)
 Пятый монгольский великий хан (с 1260 г.), внук Чингисхана, в 1279 г. завершил завоевание Китая. При Хубилае был покорен весь южный Китай и завершено завоевание всего Китая, построена новая столица, получившая название Дайду (Пекин). Хубилай основал в Китае монгольскую династию Юань, правление которой продолжалось около ста лет (до 1368 г.). Предпринял неудачные завоевательные походы против Японии, Вьетнама, Бирмы, Явы. В 1274 г. - первая попытка Хубилай-хана вторжения в Японию. 900 кораблей с 40 тыс. монгольских, китайских и корейских солдат пытаются высадиться в Японии. Монголы захватывают острова Цусима и Ику. Тайфун уничтожает эскадру. В 1279 году в Кантонском заливе монгольские корабли разбили флот китайской империи Сун. В 1281 г. - вторая попытка Хубилай-хана вторжения в Японию. Самое крупное в истории человечества морское вторжение на 3400 кораблях с 142 тыс. монголо-китайских воинов. Тайфун, как и при первой попытке вторжения на японские острова, снова уничтожает морскую эскадру.
 
 МАРКО ПОЛО (около 1254-1324)
 Итальянский путешественник. Родился на о. Корчула (Далматинские о-ва, ныне в Хорватии). В 1271-1275 гг. совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 морем вернулся в Италию. Написанная с его слов "Книга" (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.
 
 ЧЖЕ ЦОНКАПА (1357-1419) (ЧЖЕ РИНПОЧЕ ЦЗОНХАВА)
 Основатель ламаистской секты Гелугпа ("желтошапочников"), наиболее влиятельной из школ тибетского буддизма, заслуживший высшее признание и именуемый вторым Буддой. В своем основном труде Lam-rim Chen-mo ("Большое руководство к этапам Пути Пробуждения", 1420 г.) в пяти томах, где важнейшие идеи буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывается весь путь духовного развития для достижения состояния Будды. Школа тибетского буддизма Гелугпа стала преобладающей в Центральной Азии, в том числе на территории Монголии и в Бурятии. Ламрим многократно издавался в Тибете. В 1992-1994 гг. перевод Ламрима издан на русском языке.
 В гелугпе особо подчеркивается значение учителя, ламы, который объявляется "четвертой драгоценностью" буддизма (после Будды, Закона и общины), а верующие и ученики дают ему обет духовного поклонения. В отличие от других тибетских школ Цонкапа ввел для монахов строгий устав, утвердил столь нехарактерные для тибетцев обеты безбрачия и неупотребления алкоголя. Он требовал также отказа от мясной пищи, но это правило не прижилось. Кроме того, в гелугпе установлена требовательная система образования, повышения ученой квалификации монахов при состязательной сдаче экзаменов, а также культ книжности, начитанности.
 
 БОГДО-ГЭГЭН
 Богдо-гэгэн - "Главный святой", почитавшийся как живой Бог, высший титул воплощенца в монгольском буддизме. Первый Богдо-гэгэн (другое звание - Чжэбцзун-дамба-хутухта): это звание получил исторический проповедник буддизма в Монголии XVI-XVII вв. тибетец Донкор-манцзушрийн-гэгэн. Он инициировал строительство храмов и монастырей в Монголии, а также ввел среди монголов традицию почитания лам и принятия монашеского пострига. С XVII в. воплощенцы этого проповедника являлись главами всего буддийского духовенства Монголии. Последних почитали как живых богов (в этом смысле Богдо-гэгэн - главный живой бог).
 Восьмой Богдо-гэгэн (1870-1924) стал главой и монгольского государства, получившего независимость от Китая в 1911 г. В 1911-1919 теократический правитель Монголии. После Монгольской революции в 1921-1924 монарх с ограниченными правами.
 
 ЗАЯ-ПАНДИТА (1599-1662)
 Проповедник буддизма в Джунгарии и Восточной Монголии; реформировал монгольскую письменность
 ЗАНАБАЗАР ГОМБОДОРЖИЙН (УНДУР-ГЭГЭН) (1635-1723)
 Выдающийся мастер художественного литья, ювелирного искусства и национальной живописи, оказал значительное влияние на развитие монгольского искусства. Крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии, Занабазар основал в Халхе несколько больших монастырей, в том числе известные Номын Их Хурээ, Баруун Хурээ, Тувхэн. Создал новый монгольский алфавит соембо. Известен как автор ряда трудов в области языкознания, литературы, изобразительного искусства. Его художественный талант наиболее ярко проявился в скульптуре. Занабазара по праву называют основателем монгольского религиозного классического искусства. Он создал в своих скульптурах, отлитых из бронзы, собирательные образы тантрических божеств, многие главные святыни в разных монастырях, выразительные скульптуры, соответствующие всем требованиям буддийского канона. Одна из легенд повествует, что в образах богини Дарьх, художник запечатлел образ своей любимой девушки-монголки. Нарушив ламаистский обет безбрачия, Занабазар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей был тогда только 21 год. Потрясенный гибелью любимой жены, Занабазар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Дарьх, и придав лику богини черты своей умершей супруги. Большинство статуэток богини Дарьх в настоящее время хранятся в музее искусств в Улан-Баторе.
 
 АМУРСАНА (1722-1757)
 Один из владетельных князей Ойратского ханства, деятель антиманьчжурского освободительного движения в Монголии в 50-х гг. 18 в. Возглавил восстание в Джунгарии. В 1757 бежал в Россию, где и умер.
 
 ДЖА-ЛАМА (ТУШЕГУН-ЛАМА), ЛУВСАН ДАМБИЖАНЦАН (1862-1922)
 Лувсан Дамбижанцан, лидер национально-освободительной борьбы западных монголов в начале ХХ века, родился в Малодербетском улусе Калмыкии, в разные периоды своей жизни его звали по-разному. В истории он известен под именем Джа-лама. Близкий друг далай-ламы, при жизни признанный святым, и провозглашенный воплощением грозного божества Махакалы и воина Амурсаны, считался самым просвещённым из лам своего времени и был искусным врачевателем. Ему также приписывалась сильная гипнотическая сила, способная не только врачевать, но и останавливать врага. Его жизнь наполнена легендами и мифами. Джа-лама сопровождал экспедицию П. Козлова, и по его поручению ходил в Лхасу. Прибыв в Монголию на двух верблюдах, он вскоре под своим началом собрал свыше 5000 конных воинов для освободительной борьбы против китайцев. В 1912 г. взял Кобдо - "осиное гнездо" последней маньчжурской империи и получил от главы монгольского государства Богдо-хана титул "номун-хана" и право управлять Кобдоским краем. Стремительное возвышение, а также многочисленные жалобы на жестокие порядки в Кобдо, привели к недовольству его правлением. По просьбе Богдо-хана, в 1914 г. Джа-лама был арестован русскими войсками, как русский подданный, и был направлен сначала в пересыльную тюрьму в Якутск, а затем на ссылку в Астрахань, где и пробыл до 1918 г. После революции в России Джа-лама повторно появляется в Монголии, собирает своих сторонников и обоснуется на юге Монголии. Рядом с оазисом Шара-Хулусун, у источника Баин-Булак, он строит крепость со смотровыми башнями, вокруг которой собирается до 500 юрт. Отряд из трехсот обученных воинов под его руководством в течение нескольких лет грабит все проходящие мимо караваны. В 1921 г. был ограблен хорошо охраняемый караван из монастыря Юм-Бейсе, который вывозил в Тибет по распоряжению Далай-ламы самое ценное: драгоценности, металлические деньги, меха. В 1922 г. монгольские власти снаряжают карательную экспедицию, которая завершается ликвидацией Джа-Ламы.
 
 УНГЕРН ФОН ШТЕРНБЕРГ Роман Федорович (1886-1921)
 Один из руководителей борьбы против советской власти в Забайкалье и Монголии, в 1917-1920 командир Конно-азиатской дивизии в войсках Г.М. Семенова, генерал-лейтенант (1919). Родился в Австрии, немецкий барон, русский белый генерал, монгольский князь, муж китайской принцессы, прозванный монголами "Богом Войны". В октябре 1920 г. возглавляемые генерал-лейтенантом Р.Ф. Унгерн-Штернбергом четыре полка забайкальских казаков, после падения режима А.В. Колчака, переходят российско-монгольскую границу по приказу атамана Григория Семенова, планирующего возродить державу Чингисхана и создать "Великую Монголию" на территории от Китая до Забайкалья. Войска входят в Монголию и после двух попыток штурма и продолжительной осады в феврале 1921 г. освобождают Ургу от китайских оккупантов, Богдо-гэгэн вновь возведен на ханский трон. В 1921 г. Р.Ф. Унгерн-Штернберг - фактический диктатор Монголии, его отряды вторглись на территорию Дальневосточной республики и были разгромлены. В июле 1921 г. экспедиционный корпус 5-ой Красной Армии вступает в Монголию и наносит поражение дивизии Унгерна. В 1921 г. он попадает в плен. По приговору Сибирского ревтрибунала арестованный Унгерн по приговору революционного трибунала расстрелян в Новониколаевске 15 сентября 1921 г.
 
 CОКРОВИЩЕ БАРОНА Р.Ф. УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГА. Рассказывают, что, войдя в Монголию, барон за реквизированный скот расплачивался золотыми монетами, что еще в Даурии он захватил кое-что из отправленной Колчаком на восток части золотого запаса России. Сам атаман задержал в Чите два "золотых" вагона, и, по слухам, к осени 1920 г. у него оставалось около 1100 пудов. Незадолго до своей гибели барон зарыл награбленное сокровище - четыре ящика с золотом по основной версии где-то неподалеку от Урги, по другим версиям возле монастыря Эрдэнэ-Дзу или где-то на реке Орхон.
 С тех пор число этих ящиков непрерывно росло, и в конце 20-х годов писали уже о двадцати четырех ящиках, в каждом из которых было по три с половиной пуда только золотых монет, не считая других драгоценностей, и о принадлежащем лично Унгерну сундуке весом в семь пудов .
 После ухода из Урги китайцы оставили два банка "Китайский" и "Пограничный" с большим запасом серебра, отчасти золота и большого количества русских кредиток, главным образом романовских. Значительная часть серебра и золота была разграблена, и зарыта по распоряжению барона в укромных местах за городом. Говорили, что эти клады увозили далеко за сотни верст, а тех кто закапывал клады, расстреливали:
 Француз Жюль Персандер указал одно из таких местонахождений. Клад был забран Полпредством и вывезен НКВД в неизвестном направлении. Но остались не найдены другие клады.
 В заявлении Жюль Персандера говорилось: "Сангинский, самый крупный /клад/ выражался в бриллиантах, золоте и китайских бумажных долларах. Всего было 16 ящиков весом 32 пуда 16 фунтов. В 2-3-х ящиках были романовские и керенские банкноты, утерявшие стоимость. Тут /в этом кладе/ были зарыты все ценности Китайского банка, ограбленного бароном. Второй клад был зарыт в доме корейского директора - 8 слитков золота весом 2 пуда 1 фунт и 17 золотников. Клады Немчинова в доле Тимоновича, где теперь помещается генконсульство СССР - бриллианты, 20 фунтов золота, 1 или 2 пуда серебра. Третий - около Желтуры, где в 4-х местах зарыто было 42 ящика золота и серебра" .
 Тема кладов Унгерна была особенно популярна среди эмигрантских литераторов в Харбине в 1924-1926 гг. Согласно сообщениям тех лет, один из кладов был тайно вывезен большевиками, другие клады Унгерна до сих пор не найдены.
 
 ШАРАВ БАЛДУГИЙН (МАРВАН) (1869-1939)
 Основоположник современного монгольского искусства. Живописец и график. Долгие годы работал как монастырский художник в монастырях Гандан, Дзун-хурэ, Чойджин-Ламын-сумэ. Ввел в национальную живопись современные сюжеты. Мастер революционного плаката. Автор первого в Монголии портрета В.И. Ленина.
 СУХЭ-БАТОР Дамдины (1893-1923)
 Основатель Монгольской народно-революционной партии. Главком монгольских войск, разгромивших совместно с частями Красной Армии в 1921 г. белогвардейские войска Унгерна.
 
 ЧОЙБАЛСАН Хорлогийн (1895-1952)
 Премьер-министр Монгольской Народной Республики с 1939, один из основателей Монгольского народно-революционной партии (1921). На Пленуме ЦК Монгольской Народной Рабочей Партии (декабрь 1988) осуждена деятельность Чойбалсана, приведшая к массовым репрессиям и беззакониям в стране.
 
 ЦЕДЕНБАЛ Юмжагийн (1916-1991)
 Генеральный секретарь в 1940-54 и 1981-84; в 1958-81 1-й секретарь ЦК Монгольской народной революционной партии. В 1952-1974 председатель СМ МНР. Председатель президиума Великого народного хурала МНР в 1974-1984. В 1990 исключен из МНРП.
 
 ГУРРАГЧА Жугдэрдэмидийн (р. 1947)
 Летчик-космонавт Монголии, Герой МНР (1981), Герой Советского Союза (1981), генерал-майор (1984). Первый гражданин Монголии, совершивший полет в космос. Полет на "Союзе-39" и орбитальной станции "Салют-6" (март 1981).
 
 РУССКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ МОНГОЛИИ
 
 БИЧУРИН Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) (1777-1853), российский китаевед, член-корреспондент Петербургской АН (1828). 14 лет возглавлял духовную миссию в Пекине. Переводчик в Министерстве иностранных дел России. Основные работы по истории и этнографии монголльских и тюркоязычных народов (по китайским источникам), истории, культуре и философии Китая. В 1828 г. издает чрезвычайно ценные "Записки о Монголии" - подробный дневник поездки из Пекина до Кяхты.
 
 ПРЖЕВАЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1839-1888), российский путешественник, первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководитель экспедиции в Уссурийский край (1867-1869) и 4 экспедиций в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центр. Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и на Тибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского), медведя-пищухоеда и другие виды позвоночных. По итогам экспедиций в Монголию написал книгу в 2-х томах: "Монголия и страна тангутов" в 1875-1876 гг.
 
 ПОТАНИН Григорий Николаевич (1835-1920), российский исследователь Центральной Азии и Сибири. В 1863-1899 (с перерывами) совершил ряд экспедиций: на оз. Зайсан, в горы Тарбагатай, в Монголию, Туву, Сев. Китай, Тибет, на Б. Хинган; открыл (совместно с М.В. Певцовым) котловину Больших Озер. Совместно с женой - А. В. Потаниной (1843-1993) - собрал ценные этнографические материалы. Этнографические материалы экспедиции составили два тома "Очерков Северо-Западной Монголии", опубликованные Г.Н. Потаниным в 1878 г.
 
 ПЕВЦОВ Михаил Васильевич (1843-1902), российский путешественник, исследователь Центральной Азии, генерал-майор. В 1876-1890 руководил 3 экспедициями по Джунгарии, Монголии, Гоби, Кашгарии, Куньлуню. Автор способа определения географической широты по звездам, названного его именем. составил карту и подробное географическое описание, опубликовал книгу "Очерк путешествия по Монголии и северным провинциям Внутреннего Китая" (Омск, 1883 г.)
 
 ПОЗДНЕЕВ Алексей Матвеевич (1851-1920), российский монголовед. Основной труд "Монголия и монголы" (т. 1-2, 1896-1898). В 1876-1879 гг. А.М. Позднеев участвует в экспедиции Русского географического общества во главе с Г.Н. Потаниным и собирает для Петербургского университета коллекцию монгольских рукописей (972 тома, бэн-цзы).
 В Санкт-Петербурге издан фундаментальный труд по истории буддизма в Монголии А.М. Позднеева "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии" (1887 г.).
 
 ЯДРИНЦЕВ Н.М. В 1889 г. экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества под руководством Н.М. Ядринцева обнаружила знаменитый Каракорум - древнюю столицу Чингисхана - и открыла памятник с двуязычной - рунической и китайской - надписями, что стало мировой сенсацией. Двуязычная надпись дала ключ для расшифровки орхоно-енисейских рун - древнейших письменных памятников истории тюрков и других народов Центральной Азии VII-XI вв.
 
 КЛЕМЕНЦ Д.А. Экспедиция академика В.В. Радлова в 1883-1898 гг., в ней принял участие Д.А. Клеменц - первый геолог в Монголии, который подготовил позже материалы для первой археологической карты Северной Монголии.
 
 КОЗЛОВ Петр Кузьмич (1863-1935), исследователь Центральной Азии, академик АН Украины (1928). Участник экспедиций Н.М. Пржевальского, М.В. Певцова, В.И. Роборовского. Руководил монголо-тибетскими (1899-1901 и 1923-1926) и монголо-сычуаньской (1907-1909) экспедициями. Открыл в 1908 г. развалины древнего г. Хара-Хото XI-XIII вв. (41°45ў с.ш. 101°05ў в.д.), курганные могильники гуннов (в т.ч. Ноин-Ула); собрал обширные географические и этнографические материалы. При раскопках в Харо-Хото он нашел большую библиотеку (2000 книг) на тангутском языке, более 300 образцов тангутской живописи и т.д. Издал книги "Монголия и Кам" (Спб., 1905 г.), "Путешествие по Монголии" (М., 1949 г.) и т.д.
 
 ЕФРЕМОВ Иван Анатольевич (1907-1972). Палеонтолог, русский писатель. В 1946 г. палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора И.А. Ефремова открыла богатейшее местонахождение гигантских динозавров в Нэмэгэту-Ула, не уступающая по своим масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру. Свои путевые заметки "Дороги ветров" об экспедиции в Гоби изданы в 1955 г.
 
 /Сергей Волков, вариант текста от 23.05.2004, добавление, исправление внизу на форуме/
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"