[win][koi][mac]Байкальская земля




ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ

 Конец февраля. Праздник льда, озеро Хубсугул.
 Февраль. Сагаалган, Новый год Цагаан сар, монгольский Новый год по лунному календарю, отмечаемый в начале весны.
 5 июня. Мини-наадам, Центральный аймак, туристическая база Дугана-Хад.
 14-20 июня. Международный музыкальный фестиваль "Туурайн товор-гоон", Уверхангайский аймак.
 11-13 июля. Национальный праздник Наадам.
 22 июля. Праздник Цам, Улан-Батор.
 28 июля. Международные соревнования любителей рыбалки, Архангай, озеро Огий.
 22 августа. Фестиваль "Наследие культуры Чингисхана", 22 августа, Тэрэлж.
 4-7 октября. Международный охотничий фестиваль "Беркутчи".
 
 БЕЛЫЙ МЕСЯЦ (ЦАГАН-САРА)
 С XII в. монголы отмечали Белый месяц - новый год по лунному календарю. Цаган-Сар является для монголов самым уважаемым и почитаемым праздником. Считается, что в конце зимы - начале весны с новолунием начинается новый восточный год. Праздник нового года у монголов по восточному календарю приходится на начало белого месяца (по европейскому календарю этот день приходится на февраль). Дата праздника ежегодно исчисляется по лунному календарю. В старину он отмечался осенью и был связан с молочной пищей - осенью у животных значительно меньше молока - в семье начинали есть творог. Празднование белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям. Свидетельство об этом оставил в своих записях Марко Поло, присутствовавший на праздновании белого месяца при Пекинском дворе в XIII веке. После принятия буддизма, на территории Монголии и введения ламами своего календаря, белый месяц был передвинут к концу зимы и объединен с датой победы основателя буддизма над другими школами. Перед наступлением белого месяца в буддийских храмах происходит праздничная служба, продолжающаяся по несколько дней. Молятся о счастливом течении нового года. После молебна разжигаются костры, в пламени которого сжигаются старые вещи и приносятся жертвоприношения огню. Когда все обряды закончены, принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками, пировать. Каждый гость, выпивая вино, должен высказать пожелание счастья хозяину. На столе в большом ассортименте выставляют продукты, изготовленные из молока: сыр "бислаг", сушеный творог "арул", простокваша "тарак", пенки "урюм", молочная водка "архи", кумыс "айраг" и др.
 Монголы говорят: "Как проведешь Белый месяц, так и будешь в том году". Встреча Нового года начинается не в полночь, а рано утром, в первый день нового года. Обязательно для праздничного застолья приготавливаются белые продукты из молока. Белый цвет символизирует благополучие. В первое утро нового года с восходом солнца члены семьи одеваются во все новое и дети приветствуют своих родителей. Однако, супруги не обмениваются приветствиями: таков монгольский обычай. Затем они навещают старцев с подарками. В этот день накрывается праздничный стол и считается хорошей приметой, если в юрте будут гости. До сих пор существует поверье: чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в юрту, тем счастливее будет настающий год.
 
 НАДОМ (НААДАМ - монг.)
 11-13 июля в Монголии ежегодно отмечают национальный праздник в день победы народной революции, произошедшей в 1921 г. На этом празднике устраивают состязания по излюбленным национальным видам спорта. В каждом аймаке и сомоне празднуют Наадам. Многие монголы очень любят проводить этот праздник в Улан-Баторе.
 Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", в русском языке - надом, традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. История Надома уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора. Основные виды состязаний - монгольская борьба, конные скачки и стрельба из лука. На праздник съезжается большое количество участников и гостей. У подножия горы Богдо-Ула, рядом с аэропортом, вырастает огромный палаточный лагерь и образуется большая стоянка автомобилей горожан приезжающих на праздник. Звучит национальная музыка, много людей в национальных нарядах, торговых точек, предлагающих разнообразные блюда монгольской кухни, большое количество иностранцев с фотоаппаратами. В этой праздничной суете легко потерять друг-друга. Кульминацией праздника становятся зрелищные массовые конные скачки.
 В скачках традиционно принимают участие мальчики и девочки в возрасте 6-12 лет. За один месяц до начала Наадама монголы отбирают и тренируют своих скакунов. Расстояние пробега различаются возрастами коней: взрослые скакуны состязаются на 30 км, пятилетние - на 28 км, четырехлетние - на 28 км и иноходцы - на 10 км. Коням-победителям, вошедшим в призовую пятерку, и их наездникам произносят хвалебные пожелания и наездникам вручают подарки.
 Монгольская национальная борьба имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых и возрастных категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья, после поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя (в знак того, что он признает своё поражение). В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Победителям пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого - Слона, девятого (если впервые занимает первое место) - Льва, занимавшему первое место вторично - звание Исполина. Трехразовому чемпиону присуждают звание Исполина всего мира и занимавшему первое место 4 раза и свыше - Исполина непобедимого.
 Стрельба из лука - это любимый спорт монголов, проверяющий глазомер, зоркость и меткость человека. Она имеет 2 вида, Ханан-Харва и Хаса-Харва, которые различаются мишенями.
 Мужчины стреляют с расстояния 75 м и женщины - с 60 м. Что касается подростков в возрасте 8-17 лет, то мальчики стреляют с 4 м плюс свой возраст, а девочки - с 3 м плюс свой возраст.
 
 ПРАЗДНИК ЦАМ
 В середине июля в монастыре Эрдэнэ-Дзу ежегодно устраивается религиозная церемония цап, особенностью которого является театрализованное костюмированное представление с красочными устрашающими масками из папье-маше, своими размерами в 2-3 раза больше головы человека. Сохранившиеся до наших дней костюмы, атрибуты, украшения и особенно маски, создававшиеся для религиозной церемонии - представления цап, являются, как правило, шедеврами декоративно-прикладного искусства старой Монголии.
 Из книги Ням-Осорын Цултэм Искусство Монголии: "Цам представлял собой религиозное театрализованное зрелище - мистерию, устраиваемую, как объясняла ламаистская церковь, в целях усмирения демонов и злых духов. Он возник, по преданию, в тибетском монастыре Самья по инициативе легендарного деятеля ламаизма Падмасамбхавы. В Монголии цам впервые был поставлен в монастыре Эрдэни-Дзу примерно 180 лет назад. С тех пор почти все крупные монастыри устраивали свое неповторимое представление с музыкой, танцами, пантомимой. Персонажами цама служили различные божества ламаизма со свитами. Каждый участник представления появлялся в костюме и маске, поражавшей зрителей красотой и устрашающим видом".
 
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОХОТНИЧЬИЙ ФЕСТИВАЛЬ "БЕРКУТЧИ".
 Ежегодно в Монгольском Алтае проводится Международный охотничий фестиваль "Беркутчи". На охотничий праздник приглашаются гости из Японии, Венгрии, Франции, Германии и России. Это увлекательное и зрелищное мероприятие проводится с 6 по 9 октября в сомоне Бугат Баян-Ульгийского аймака. В программе фестиваля - конкурс снаряжения беркута, охота на приманку, а также охота на живую лисицу, зайца, волка. Охота на конях с помощью беркута традиционное занятие монголов, описываемая в хрониках еще со времен Чингисхана.
 
Rambler's Top100

Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"