[win][koi][mac]Байкальская земля




ИЗ ЛИСТВЯНКИ НА КРУГОБАЙКАЛЬСКУЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ДОРОГУ


Один из 39 тоннелей Кругобайкальской железной дороги.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества. 17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, "повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений".
В начале 1902 г. началось строительство Кругобайкальской железной дороги, возглавил которое инженер Б.У.Савримович. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге (в первом поезде проехал от порта Байкал до Култука министр путей железнодорожного сообщения князь М.И.Хилков), а 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение.
До 1905 г. поезда ходили до ст. Байкал, а дальше переправлялись на ледоколе-пароме до ст. Мысовая, от нее продолжали следование на восток. Для железнодорожной паромной переправы через Байкал использовались специально изготовленные в Англии ледокол-паром "Байкал" и ледокол "Ангара". На Байкал их доставили в разобранном виде и собирали в пос. Листвянка. Спущен на воду ледокол "Байкал" был 17 июня 1899 г. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги они ежедневно совершали по два рейса между пристанями "порт Байкал" и "станция Мысовая".
Ледокол-паром "Байкал" считался по своим размерам и грузоподъемности вторым в мире. Корпус судна был выполнен из лучшей сименс-мартеновской стали. Дно двойное, как у тяжелых военных судов. При строительстве был учтен опыт строительства доктором Нансеном знаменитого "Фрама", благополучно перезимовавшего среди полярных льдов. Длина "Байкала" - 88,4 м, ширина - 17,5 м, водоизмещение - 4200 т, команда - 200 человек. На трех железнодорожных путях парома размещались 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз. Расстояние от ст. Байкал до ст. Мысовая (73 км) паром преодолевал за 4,5 час. Ледокол был в состоянии взламывать 1,5-метровый лед. "Байкал" в августе 1918 г. был расстрелян из пушек белочехами и затонул у ст. Мысовая. Ледокол "Ангара" сейчас восстановлен и в нем развернута экспозиция об истории судоходства на Байкале. Ледокол "Ангара" стоит в заливе Иркутского водохранилища у берега микрорайона Солнечный.
В особенно суровую зиму 1903-04 г., когда ледоколу было не под силу ломать мощный лед, между станциями Байкал и Танхой был уложен прямо по льду сорокаверстый рельсовый путь. Вагоны перегонялись по нему поштучно конной тягой.
По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки. В среднем на 1 км пути произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
Для Кругобайкальской железной дороги были разработаны специальные технические условия. Предусматривалось значительное (в сравнении с остальными участками Великого Сибирского пути) усиление дороги: более тяжелые рельсы, только полномерные шпалы, увеличение числа шпал на каждой версте пути.
На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный - 538 м, Хабартуй - 548 м и Половинный - 807 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги - около 130 тыс. руб.
В настоящее время участок от ст. Култук до ст. Байкал - тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль р. Ангара от Иркутска до Байкала новая дорога, построенная в 1957 г., прошла по долинам р. Иркут и р. Олха до ст. Слюдянка.
В конце 70-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
ИЗ БРОШЮРЫ ОРНИТОЛОГА В.В.РЯБЦЕВА "ОРЕЛ-МОГИЛЬНИК - ПТИЦА БАЙКАЛЬСКИХ ЛЕГЕНД".
"В погожий солнечный сентябрьский день очень интересно побывать на юго-западном побережье Байкала, в районе старой Кругобайкальской железной дороги. Здесь можно наблюдать интересное явление - массовую осеннюю миграцию хищных птиц. Это единственное в Сибири место, где отмечен данный феномен. За день можно увидеть до двух тысяч пернатых хищников - по сибирским меркам явление чрезвычайное".

(вставка ЧЕРНО-БЕЛАЯ КАРТА КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ДОРОГИ №8)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ТУРБАЗЫ НА КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
72 км. Порт Байкал
Туристическая база "Серебряный ключ" (79 км). Принимает 13 человек. Размещение в 2-3-местных номерах. Есть баня. Бильярд. Теннис. Умывальник в коттедже. Туалет на улице.
Стоимость проживания в номере - $18. Тел. 33-39-92
Туристическая база "Ретро" (80 км). Падь Лиственичная. 3 и 4 местные номера. Стоимость проживания от 210 руб. с человека. Есть ресторан, бар, баня. Заказать места можно в Иркутском туристическом центре "Байкал-Ангара" (664007, г. Иркутск, Ф. Каменецкого, 32. Тел. 25-25-13).
90 км. В пади Каторжанка сохранился каменный карьер, где добывался и обрабатывался камень для строительства.
91 км. Толстый мыс. Здесь находится причал для теплохода "Восход", конечный пункт водной экскурсии из Листвянки.
98 км. Разъезд Уланово. Туристическая база "Хвойная". Включает в себя спальный комплекс на 18 человек. (2-3-местное размещение), столовую и русскую баню. Имеется конференц-зал. Рядом расположена экспозиция железнодорожной техники, где можно увидеть старые паровозы.
Стоимость проживания в номере - $18. Тел. 33-39-92, 29-40-46
99 км. Березовская бухта. На берегу бухты тоннель обрывается в воду. Ранее здесь существовал мост, протяженностью 123,5 м. Для установки моста применили оригинальное инженерное решение. Поскольку установить промежуточные опоры моста из-за большой глубины бухты было нельзя, собранный на рельсах мост перебросили с мыса на мыс с помощью лебедок и пяти "быков", собранных на баржах. Когда мост лег концами точно на две опоры, баржи были притоплены с помощью песка и выведены из-под моста. В 1911-1914 гг. был построен обводной тоннель, а фермы моста перенесены на р. Выдрино.
100 км. Березовский обводной тоннель с особым оформлением порталов, один из самых красивых на участке.
102 км. Живописная защитная галерея с итальянской подпорной стенкой. Здесь построена новая туристическая база "Центра экономического развития Восточно-Сибирской дороги". Гостевой дом на 18 человек и баня. 2 и 3 местное размещение. Стоимость проживания $18 c питанием.
Одна из самых больших подпорных стенок из тесаного камня (103 км).
105 км. Белая выемка (геологический разрез, образовавшийся при строительстве дороги, тянется на 2 км). Выход мрамора с редким сочетанием пород и минералов, здесь обнаружено около 70 минералов, в т.ч. шпинель разнообразной окраски.
106 км. Лаборатория нейтринной астрофизики высоких энергий. С 1981 г. в 5 км от берега осуществляются научные эксперименты по глубоководной регистрации нейтрино, мюонов.
109 км. Самый длинный тоннель дороги - Половинный (807 м). На мысе находится уютный галечный пляж с местом для возможного ночлега в палатке.
120 км. Ст. Маритуй - одна из самых крупных станций на участке. В поселке хорошо сохранились деревянные строения начала века.
133 км. Птичий базар на 300-метровой скале, единственное в южной части озера место гнездования серебристой чайки (с мая по август).
134 км. База "Таежная" Прибайкальского национального парка. Заказ мест в Иркутске: тел. 24-35-76. Два домика на 16 мест. 2- и 4-местные номера. Русская баня. Стоимость проживания 50 руб. с человека.

Кругобайкальская железная дорога. База отдыха ВСЖД.
137 км. Спортивно-оздоровительная база Управления ВСЖД, шесть 2-хместных номеров.
138 км. Спортивный лагерь "Шарыжалгай".
139 км. Крутая губа, место выхода лыжни с железнодорожного переезда, популярного однодневного лыжного маршрута. Здесь находится один из наиболее красивых виадуков.
156 км. Пос. Култук.

КАК ПОСЕТИТЬ КРУГОБАЙКАЛЬСКУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
Железнодорожные туры и проживание на базах организует "Центр экономического развития Восточно-Сибирской железной дороги".
Приемная: тел. 29-40-46; туристический отдел: ул. 5-й Армии, 67. Тел. 33-39-92
Стоимость аренды дрезины за 1 час. - $20 с группы до 15 человек с иностранных туристов и 196 руб. с российских туристов.
Аренда прогулочного катера - $20 с иностранных туристов или 400 руб. с российских туристов за 1 час.
Аренда автобуса - 150 руб. в 1 час.
Стоимость бани - $5 за 1 час.
Стоимость проживания с 3-х разовым питанием на базах - $18 с человека.
ЭКСКУРСИЯ НА ДРЕЗИНЕ ПО КБЖД между станциями Култук и порт Байкал (1 день)
Условия: почасовая аренда дрезины (самоходного крытого вагона) на 15 человек, обслуживает 1 машинист, экскурсии на дрезине возможны с 9.00 до 15.00 и после 19-00, максимальная скорость движения дрезины 40-45 км/час, время безостановочного движения от Култука до порта Байкал 3 час., возможны остановки в любом месте дороги по желанию заказчика.
Время проведения: круглогодично, по предварительным заказам.
АРЕНДА ТЕПЛОХОДА "ВОСХОД" по предварительным завкам для экскурсии на Толстый мыс Кругобайкальской железной дороги. 3 час. водная экскурсия и 1 час стоянки. Договорная цена из расчета $150 за один час аренды судна. Отдел перевозок Восточно-Сибирского речного пароходства. Тел. 29-75-19, 29-75-70

Кругобайкальская железная дорога.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРА НА КРУГОБАЙКАЛЬСКУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ. Т/б "Серебряный ключ", "Ретро". Стоимость туродня с доставкой и питанием от 210 руб. с человека. АО "СПУТНИК", Иркутск, Чкалова, 39А. Тел. 34-16-07, 34-17-27
ЛЫЖНАЯ ЭКСКУРСИЯ: (самостоятельно зимой) ост. Переезд - Крутая губа - Старая Ангосолка - ост. "Темная падь" с выходом в Крутую губу (24 км, 1 день)
Маршрут к Байкалу начинается от ст. Переезд, до которого удобно добираться на электричке из Иркутска, отправление ежедневно в 8-54, время в пути 2 час.
Начало лыжни находится слева по ходу движения электрички из Иркутска. Живописный путь проходит по укатанной лыжне (13 км) вниз по долине реки Большая Крутая Губа до Байкала и занимает 2 час. Профиль лыжни спокойный, крутых подъемов и спусков нет. Затем можно двигаться по льду Байкала вдоль побережья и подняться по крутой тропе (2-3 км) вдоль р. Правая Ангосолка до остановки электрички "Темная падь". Общая протяжённость маршрута 24 км.
Подготовленные лыжники могут продолжить свой маршрут по льду озера до пос. Култук (ост. "Чертова гора") или до ст. Слюдянка.

РАСПИСАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ ИЗ ИРКУТСКА
Станции Отправление из Иркутска Отправление из Слюдянки
Иркутск-пасс. 9:32 17.47 10:41 21.43
Переезд 11:38 19.45 8:25 19.50
Тёмная падь 12:18 20.15 7:40 19.25
Чёртова гора 12:28 20.35 7:30 18.45
Слюдянка 12:40 21.00 7:20 18.32
Время в пути Иркутск - Слюдянка 3 ч. 10 мин.
Расписание ежегодно изменяется
Справочная железнодорожного вокзала: тел. 43-17-17, 28-22-87

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА ПО КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Станция Отправление Прибытие
порт Байкал 2:30 19.00
79 км т/б ""Серебряный ключ"" 3.00 18.30
98 км т/б ""Хвойная"" 3:43 17.50
102 км 3:52 17.40
ст. Маритуй 4:32 16.57
Слюдянка 7.05 прибытие 14.20 отправление
Время в пути Слюдянка - порт Байкал 4 час. 40 мин.

(вставка ЧЕРНО-БЕЛАЯ КАРТА ОТ ЛИСТВЯНКИ ДО ОСТРОВА ОЛЬХОН. ЗАПАДНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ №9)



Байкальская земля

Copyright (c) 1999 text and foto by Sergey Volkov, design by studio "leiden"
Хостинг предоставлен ЗАО "Ориент-Телеком"